Атырау, 28 ноября 08:01
 будет пасмурноВ Атырау +4
$ 499.51
€ 525.83
₽ 4.62

Лучше сладкое яблоко, чем кислый лимон

8 794 просмотра

Поводом для этой статьи стал разговор с дочкой, которая спросила меня: «Что такое методика обучения?»

ОГОНЬКИ В ГЛАЗАХ ПЕРВОКЛАШКИ

С удивлением взглянув на 7-летнее дитя, с лёгкостью выдавшее эту комбинацию слов, я собралась объяснить значение этого термина на доступном ей языке. Но она снова выдала:

– А Наталья Сериковна у нас в классе внедряет новую методику. У нас теперь парты расставлены кругом, и во время ответа мы поднимаем зелёный, красный или жёлтый кружочки. Мы ставим оценки друг другу, а в конце, если урок понравился, клеим стикер на сладкую яблоньку, а если нет то на лимонное дерево. А ещё у нас будет интерактивная доска. Как интересно! – говорила дочка, и в глазах у неё горели огоньки.

Я обычно в пол-уха слушаю её школьные новости: как обзывался Саша, или как Кристина играла на уроке в игрушки и другие обыденные школьные истории. Но тут мне стало интересно.

Дело в том, что недавно учительницу моей дочери отправили на три месяца на повышение квалификации в Атырауский ИУУ (Институт усовершенствования учителей). Родители были настроены скептически – мол, ничему новому вас, Наталья Сериковна, там не научат, вы и так педагог от бога.

Но кое-чему новому всё же научили. Прошёл месяц теоретических занятий, и Наталья Сериковна вернулась в свой класс теперь уже на практику – апробировать методику преподавания по Кембриджской системе обучения. А затем, после месячной практики в школе, опять вернётся в ИУУ для продолжения обучения. По завершении курса она будет сдавать экзамен на получение сертификата Кембриджского университета.

Я вспомнила, как многие мои знакомые жаловались, что у детей пропал интерес к учёбе. Ни родители, ни учителя не могут найти ответа на вопрос – как пробудить у детей интерес к учёбе, к знаниям? А тут наискучнейшее слово «методика» вызывает живой интерес у первоклассницы! Как же у них это получается?

ПАРТНЁРСТВО В КЛАССЕ

С такими мыслями я шла в Атырауский институт усовершенствования учителей. Там меня сразу же познакомили с преподавателем Кембриджского университета доктором ДЖЕНГО (на снимке). Джозеф Майкл Дженго – кандидат математических наук, уже более 10 лет занимающийся повышением квалификации педагогов в своей стране и за рубежом – вкратце объяснил мне суть этой методики обучения:

Это совместный проект Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Кембриджского университета, который использует лучший казахстанский и международный опыт в области среднего образования. Мы ведь хотим, чтобы наши дети были креативными, имели самостоятельное мнение, могли быстро принимать решения в любой ситуации. Чтобы могли ответить всем вызовам нового времени.

Это методика, при которой в классе создается атмосфера, когда каждый  ребёнок может максимально раскрыть свои способности. Каждому даётся возможность высказаться.

А «оценки», выставляемые учениками учителю… Не слишком ли далеко заходим?

– Здесь в корне меняются отношения между учеником и учителем. Это скорее партнерские отношения. Учитель – старший партнер, помогающий в поиске ответов на вопросы, а не непререкаемый авторитет, выдающий готовые ответы. Ученик должен идти в школу с радостью и учиться с радостью. А кто может создать такую атмосферу – только учитель!

«Я ИЗМЕНИЛАСЬ»

– Будет ли ребёнок конкурентоспособен, самостоятелен? Сможет ли он найти себя на рынке труда, да и будет ли искать? Сможет ли он создать свою семью и на достойном уровне обеспечивать её жизнь? В конце концов, будет ли он счастлив? Вот те вопросы, которые ставит перед собой эта методика и пытается найти на них ответы, – говорит замдиректора ИУУ Алтыншаш ТАЖИГАЛИЕВА.

А вот мнение учителей, прошедших обучение по новой методике. Светлана ХАЙРУЛЛИНА, заведующая центром инновационного обучения:

– Кардинально изменилось отношение к своей работе. Я, можно сказать, заново влюбилась в свою профессию.

Асель ТАЛБАЕВА, учитель информатики:

– Все говорят, что я изменилась в лучшую сторону. Стала более общительной, меньше обижаюсь на других и легче воспринимаю конструктивную критику. Я почувствовала внутреннее раскрепощение и стала чаще улыбаться, а это так важно для учителя.

Данные социологических исследований показывают, что среднестатистический ребенок в школе говорит не более десяти минут в неделю. Невелико время для самореализации. А если школа станет местом, где можно и поспорить, и пообсуждать вместе с учителем самые разные темы, то это должно быть очень здорово.

У меня сложилось впечатление, что преподаватели на курсах пытаются догнать сегодняшних школьников в их, например, компьютерных знаниях. Особенно, когда тренер сказала, что следующая тема занятия – «Что такое гиперссылка». И ничего, что некоторые учителя пока с трудом выговаривают названия некоторых компьютерных программ. Главное, начало положено.

Зинат УРЫНБАСАРОВА

Фото автора

18 апреля 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.