Поводом для этой статьи стал разговор с дочкой, которая спросила меня: «Что такое методика обучения?»
ОГОНЬКИ В ГЛАЗАХ ПЕРВОКЛАШКИ
С удивлением взглянув на 7-летнее дитя, с лёгкостью выдавшее эту комбинацию слов, я собралась объяснить значение этого термина на доступном ей языке. Но она снова выдала:
– А Наталья Сериковна у нас в классе внедряет новую методику. У нас теперь парты расставлены кругом, и во время ответа мы поднимаем зелёный, красный или жёлтый кружочки. Мы ставим оценки друг другу, а в конце, если урок понравился, клеим стикер на сладкую яблоньку, а если нет –то на лимонное дерево. А ещё у нас будет интерактивная доска. Как интересно! – говорила дочка, и в глазах у неё горели огоньки.
Я обычно в пол-уха слушаю её школьные новости: как обзывался Саша, или как Кристина играла на уроке в игрушки и другие обыденные школьные истории. Но тут мне стало интересно.
Дело в том, что недавно учительницу моей дочери отправили на три месяца на повышение квалификации в Атырауский ИУУ (Институт усовершенствования учителей). Родители были настроены скептически – мол, ничему новому вас, Наталья Сериковна, там не научат, вы и так педагог от бога.
Но кое-чему новому всё же научили. Прошёл месяц теоретических занятий, и Наталья Сериковна вернулась в свой класс теперь уже на практику – апробировать методику преподавания по Кембриджской системе обучения. А затем, после месячной практики в школе, опять вернётся в ИУУ для продолжения обучения. По завершении курса она будет сдавать экзамен на получение сертификата Кембриджского университета.
Я вспомнила, как многие мои знакомые жаловались, что у детей пропал интерес к учёбе. Ни родители, ни учителя не могут найти ответа на вопрос – как пробудить у детей интерес к учёбе, к знаниям? А тут наискучнейшее слово «методика» вызывает живой интерес у первоклассницы! Как же у них это получается?
ПАРТНЁРСТВО В КЛАССЕ
С такими мыслями я шла в Атырауский институт усовершенствования учителей. Там меня сразу же познакомили с преподавателем Кембриджского университета доктором ДЖЕНГО (на снимке). Джозеф Майкл Дженго – кандидат математических наук, уже более 10 лет занимающийся повышением квалификации педагогов в своей стране и за рубежом – вкратце объяснил мне суть этой методики обучения:
– Это совместный проект Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Кембриджского университета, который использует лучший казахстанский и международный опыт в области среднего образования. Мы ведь хотим, чтобы наши дети были креативными, имели самостоятельное мнение, могли быстро принимать решения в любой ситуации. Чтобы могли ответить всем вызовам нового времени.
Это методика, при которой в классе создается атмосфера, когда каждый ребёнок может максимально раскрыть свои способности. Каждому даётся возможность высказаться.
– А «оценки», выставляемые учениками учителю… Не слишком ли далеко заходим?
– Здесь в корне меняются отношения между учеником и учителем. Это скорее партнерские отношения. Учитель – старший партнер, помогающий в поиске ответов на вопросы, а не непререкаемый авторитет, выдающий готовые ответы. Ученик должен идти в школу с радостью и учиться с радостью. А кто может создать такую атмосферу – только учитель!
«Я ИЗМЕНИЛАСЬ»
– Будет ли ребёнок конкурентоспособен, самостоятелен? Сможет ли он найти себя на рынке труда, да и будет ли искать? Сможет ли он создать свою семью и на достойном уровне обеспечивать её жизнь? В конце концов, будет ли он счастлив? Вот те вопросы, которые ставит перед собой эта методика и пытается найти на них ответы, – говорит замдиректора ИУУ Алтыншаш ТАЖИГАЛИЕВА.
А вот мнение учителей, прошедших обучение по новой методике. Светлана ХАЙРУЛЛИНА, заведующая центром инновационного обучения:
– Кардинально изменилось отношение к своей работе. Я, можно сказать, заново влюбилась в свою профессию.
Асель ТАЛБАЕВА, учитель информатики:
– Все говорят, что я изменилась в лучшую сторону. Стала более общительной, меньше обижаюсь на других и легче воспринимаю конструктивную критику. Я почувствовала внутреннее раскрепощение и стала чаще улыбаться, а это так важно для учителя.
Данные социологических исследований показывают, что среднестатистический ребенок в школе говорит не более десяти минут в неделю. Невелико время для самореализации. А если школа станет местом, где можно и поспорить, и пообсуждать вместе с учителем самые разные темы, то это должно быть очень здорово.
…У меня сложилось впечатление, что преподаватели на курсах пытаются догнать сегодняшних школьников в их, например, компьютерных знаниях. Особенно, когда тренер сказала, что следующая тема занятия – «Что такое гиперссылка». И ничего, что некоторые учителя пока с трудом выговаривают названия некоторых компьютерных программ. Главное, начало положено.
Зинат УРЫНБАСАРОВА
Фото автора