Халел Досмухамедов«В этой жизни были люди, восхитившие своими делами человечество. Их имена передаются из поколения в поколение. Немало было таких людей среди казахов и киргизов», – сказал как-то Халел Досмухамедов. К таким людям, безусловно, относится и сам автор этих слов.
Халел Досмухамедов известен как общественный деятель, этнограф, литератор, историк, естествоиспытатель и просветитель. Но начинал он как врач. Окончив с золотой медалью военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге, он большую часть своей жизни посвятил лечебно-оздоровительному делу.
На территории Атырау часто встречаются такие наименования местностей, как Уш Оба, Бес Оба, Обалы. Эти названия напоминают о свирепствовавших когда-то в этих краях эпидемиях чумы, периодически уносивших немало человеческих жизней. Десятки казахских врачей того времени вели самоотверженную борьбу против этой страшной болезни. Одним из них был Халел Досмухамедов.
Халел родился 24 апреля 1883 года в Кызылкогинском районе нынешней Атырауской области. Он был седьмым ребенком в многодетной семье. Отец Досмухамед и его брат Даулет Машакулы (1848-1907) были образованными людьми. Халел вначале учился грамоте у аульских мулл, затем поступил в местную русско-казахскую школу. В 11 лет окончил начальную школу. Затем в числе десяти казахских детей поступил в подготовительный класс училища в городе Уральске. За год освоил русский язык, учился очень хорошо. В 1903 году успешно окончил училище и в том же году поступил в Санкт-Петербургскую военно-медицинскую академию, сдав дополнительный экзамен по латинскому языку. Шесть лет, проведенные в стенах Академии (1903-1909 гг.), стали особым периодом в формировании мировоззрения, духовного роста, выбора пути в науке. После окончания с золотой медалью академии, с 1909 года Халел Досмухамедов служил сначала в Пермской губернии, а затем в Уральском казахско-русском стрелковом батальоне, исполнял обязанности младшего военного врача.
Находясь на военной службе, он остро чувствовал потребность народа во врачебной помощи. Незнание простых профилактических мер приводило к невосполнимым людским потерям от различных инфекционных болезней, особенно от чумы. Борясь против распространения чумы в стране, он постоянно разъяснял людям, как уберечься от болезни. Он понимал особую важность воспитания будущего здорового и просвещенного поколения, трудился в этом направлении, не жалея сил и энергии. Он обратился в вышестоящие инстанции с просьбой об освобождении его от военной службы, чтобы иметь возможность оказывать врачебную помощь гражданскому населению, заниматься профилактической работой. Учитывая его заслуги в период военной службы, награждение медалью «К 300-летию царского дома Романовых» за активное участие в борьбе против эпидемий чумы, где один день работы считался за 12 дней, вице-губернатор Уральской области в 1913 году полностью освободил его от воинской службы.
В 1913 году Халел Досмухамедов устроился участковым врачом в Темирском уезде Уральской области. С этого времени и до 1920 года он неоднократно участвовал в подавлении вспышек эпидемий чумы. В этот период он тесно сотрудничал с газетами «Казах», «Урал», «Факир», опубликовал десятки статей о различных инфекционных заболеваниях, где в доступной для читателя форме на казахском и русском языках описывал характерные для каждой болезни признаки, способы лечения, рекомендовал различные меры профилактики. Высоко оценивая значение просветительской деятельности Досмухамедова, в 1913 году Ахмет Байтурсынов писал «…лекарствами можно вылечить сотни людей, а широкой пропагандой, гласностью профилактических мер – миллионы».
В 1920 году Халел Досмухамедов поступил ординатором в клинику медицинского факультета Среднеазиатского университета, одновременно работая преподавателем казахского учительского института в Ташкенте и школьным санитарным врачом. Работал также в составе Военно-революционной комиссии по управлению казахским краем.
В 1921 году приступил к работе в Казах-Киргизской республиканской комиссии. Здесь в основном рассматривались вопросы педагогической работы среди казахского населения. Под руководством и при непосредственном участии Халела Досмухамедова был написан ряд учебников и учебных пособий для казахских школ, разработаны школьные программы, создана научная терминология. Сам он работал в области естествознания и педагогики.
С 1922 года Досмухамедов активно работал в Наркомате здравоохранения Туркестанского края, возглавлял центральную комиссию по борьбе с эпидемией чумы, руководил лечебно-санитарным делом Наркомздрава КазССР. В период работы в Наркомате здравоохранения он особое внимание уделял подготовке казахских медицинских кадров.
В 1925 году Халела Досмухамедова назначили заведующим Восточным отделением Казахского государственного издательства. В 1926 году он работал представителем Казахской республики в Средней Азии (Туркестанский край).
В 1926 году был аттестован в качестве научного работника первой категории, введен в состав Центрального краеведческого учреждения. Одновременно возглавлял научно-редакторский отдел государственного издательства.
В том же 1926 году Наркомпрос назначил Халела Досмухамедова заместителем ректора Высшего педагогического института и пригласил читать курс педагогики. Согласно решению специальной комиссии ему присвоили звание доцента педагогики.
Разносторонне одаренный, обладающий энциклопедическими знаниями Х. Досмухамедов удовлетворил насущную потребность своего времени – острую нужду в создании первых на родном языке учебных пособий и научно-популярных книг по медицине и естествознанию. Особенно нужно отметить такие его работы, как «Сохранение здоровья школьников» (1925 г.), «Как бороться с чумой среди населения казахского края» (1918, 1924 гг.), «Доклад о научной терминологии» (1922 г.), «О позвоночных животных» (1927 г.) и др.
До сих пор остаются актуальными его мысли по поводу отсутствия научной терминологии на казахском языке. В своей книге «Животные» (1928 г.) он писал: «До сих пор на казахском языке не было никаких книг о науке, кроме книги «О строении языка» Ахмета Байтурсынова, поскольку у нас не было возможностей писать научные книги, так как казахский язык не приспособлен к передаче научных понятий. Теперь пришло то время, когда надо познакомить казахский язык с научными понятиями. При переводе научной литературы на родной язык самое главное – правильно и понятно перевести используемые в науке термины. А верный, доступный перевод употребляющихся в языке науки терминов на казахский язык – чрезвычайно сложная работа. Однако такой подбор эквивалентов труден, в настоящее время это крайне необходимо, поскольку обусловливает весь дальнейший путь развития. Поэтому при издании первых научных книг на казахском языке, на мой взгляд, гораздо важнее дать хорошие эквиваленты терминов, чем сделать красивое, выразительное описание».
В марте 1927 года Халел Досмухамедов был назначен председателем комиссии по созданию на базе Казпедвуза Казахского Государственного университета. Он подготовил организационный план создания КазГУ с тремя факультетами и учебные планы.
С июля по октябрь 1928 года он был проректором КазГУ. В 1930 году Халела Досмухамедова избрали профессором КазГУ, членом-корреспондентом Центрального бюро краеведения при Академии наук, членом Казахского исследовательского общества.
Но для талантливого и неординарного человека в те годы почти невозможно было избежать расправы. Настигли репрессии и Халела Досмухамедова. Сначала семилетняя ссылка в Воронеж, где он продолжил работу в качестве заведующего отделом Воронежского института гигиены и социального здравоохранения. В ночь на 26 июня 1938 года он был вновь арестован. В апреле 1939 года выдающегося сына казахского народа расстреляли по приговору военного трибунала.
Только 28 января 1958 года Верховный суд Казахской ССР, вновь рассмотрев дело на коллегии, полностью реабилитировал Халела Досмухамедова.
Балхаш ТЫНЫБАЕВ, доктор медицинских наук, профессор АГУ им. Х. Досмухамедова; Алибек КАЗИЕВ, магистрант АГУ им. Х. Досмухамедова; Алия КАЗИЕВА, магистрант АГУ им. Х. Досмухамедова.