Недавняя проверка Минтруда выявила то, что и так было очевидно: огромную разницу в оплате труда экспатов и казахстанцев.
СКОЛЬКО ИХ, БОГ ВЕСТЬ
За два месяца в трёх регионах страны, в том числе Атырауской области, было проведено 190 внеплановых проверок, выявлено 108 фактов диспропорции в зарплатах в 51 компании. Занятно, что наибольшее количество иностранных работников, чьи оклады намного выше казахстанских – граждане КНР.
Между тем в Атырауской области было проверено всего 18 компаний из числа подрядчиков и субподрядчиков на крупных проектах (в первую очередь Тенгиз и Кашаган). А их у нас работает более 200. И это не считая иностранного персонала, работающего на прямом контракте с ТШО и NCOC. Кроме того, есть прикомандированные сотрудники транснациональных компаний, временно въезжающие в страну по деловой визе. Для них, соответственно, рабочее разрешение не оформляется. При этом зарплату они получают за рубежом, в головном офисе компании, хотя речь идет о проектах, реализуемых в Казахстане, и их труд оценивается по «их» часовым ставкам, то есть в разы выше, чем работа казахстанских сотрудников. Это ещё один пример, когда «проектные деньги» уходят из страны.
Кстати, Аджип ККО по сей день не объяснил, почему в их базе данных на несколько тысяч работников больше, чем в официальных списках на предстоящее увольнение, представленных в управление занятости и социальных программ. Добавьте сюда иностранных граждан, работающих по сомнительным схемам на рекрутинговые компании. Словом, экспатов у нас значительно больше, чем значится в официальной статистике.
ЧЕГО НЕ МОЖЕТ ПРЕЗИДЕНТ
Главный вопрос: проверку провели, что дальше? Минтруда расплывчато обещает провести полный анализ действующего трудового законодательства на предмет исключения норм, допускающих диспропорцию в оплате труда, и ввести ответственность юридических лиц за эти факты. А затем доложить всё Н. Назарбаеву, по распоряжению которого, собственно, и началась эта проверка.
И всё же – что дальше? Понятно, что поднять зарплату нашим до уровня экспатов не сможет даже президент страны. Но ведь ввести полный запрет на ввоз из-за рубежа специалистов 3 и 4 категорий, считай, обычных инженеров и работяг – вполне реально. Но этого почему-то не делается. Более того, для ТШО и NCOC как минимум до 2015 года отменено обязательное соотношение 10% экспатов – 90% казахстанцев по тем самым 3 и 4 категориям.
Всё это накладывается на коррупционный беспредел, царящий на казахстанском рынке труда, особенно в нефтегазовой отрасли. По оценкам сведущих людей, это сегодня отличная кормушка для коррупционеров всех мастей: чиновников, работников правоохранительных органов, рекрутинговых компаний, HR-менеджмента компаний. Они сильно заинтересованы в сохранении сложившейся системы, обеспечивающей им финансовое благополучие. Люди, варящиеся в этой кухне, сравнивают её со спрутом, когда «свои» люди сажаются во всех звеньях цепи на пути оформления экспата или казахстанца (за деньги или связи) на нужное рабочее место. В то время как простой люд безуспешно пытается устроиться на работу по специальности, разочаровываясь в честных способах трудоустройства.
ЗАКОН НЕ ЕСТЬ ЗАКОН
Так что, сдается мне, никаких революционных способов решения проблемы нам не предложат. Как ограничились на этот раз 22 предписаниями об устранении нарушений и 27 административными штрафами на общую сумму 1 млн 99 тысяч тенге, что укладываются в месячную зарплату одного экспата.
Вы спросите: а как же статья 7 Трудового кодекса РК, гласящая: «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации при реализации трудовых прав в зависимости от пола, возраста, физических недостатков, расы, национальности, языка, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к роду или сословию, к общественным объединениям»?
А никак.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА