Атырау, 10 мая 16:45
 ясноВ Атырау +13
$ 439.43
€ 473.31
₽ 4.82

Земля раздора

8 879 просмотров

Жительница города Актау Мадина ДОСАНБАЕВА, планируя вернуться на постоянное место жительства на свою малую родину в Атырау, несколько лет назад приобрела здесь земельный участок. Каково же было её удивление по приезде, когда оказалось, что большая часть земли продана другому человеку, и на ней уже отстроен коттедж!

КАК КУШАЛИ УЧАСТОК

Земельный участок площадью 0,11 га в районе Правой Нижней Перетаски М. Досанбаева приобрела у жителя г. Атырау в октябре 2002 года, о чем свидетельствует нотариально заверенный договор купли-продажи. После она, как полагается, переоформила участок на себя, о чем свидетельствует государственный акт на землю.

– Планировала со временем построить здесь дом. Так как участок находился в черте дачного массива, неоднократно направляла запросы в Балыкшинский поселковый акимат с просьбой изменить целевое назначение земли – с садоводства на индивидуальное жилищное строительство. Потом у меня умерла мама, было не до строительства. Переживания подорвали мое здоровье. А у меня и так вторая группа инвалидности. Пришлось пройти длительный курс лечения, – говорит М. Досанбаева. – Но всё это время я исправно платила налог на землю, оплачивала даже счета за воду, которой фактически не пользовалась.

Как же так получилось, что у земли появился другой хозяин?

– Мы долго разбирались, почему у двоих человек оказались правоустанавливающие документы на один и тот же участок, говорит заместитель начальника городского отдела земельных отношений Назгуль ЖУМЕКЕЕВА. –История вот какая.В 2005 году соседствующий с участком М. Досанбаевой земельный участок площадью 0,14габыл продан гражданину Д. И на этапе, когда Д. оформлял госакт, всплыли ошибки. Выяснилось, например, что при оформлении участка М. Досанбаевой в 2002 году работник государственного научно-производственного центра земли (ГосНПЦзем) допустил халатность – на дежурную карту не было нанесено схематическое обозначение её участка. А гражданин Д. попросил работника ГосНПЦзема, приехавшего для обмера его земли, поменять конфигурацию участка с прямоугольника на квадрат, ссылаясь на то, что соседняя земля (которая на самом деле принадлежит Досанбаевой) – бесхозная. По карте она и в самом деле выглядела как бесхозная, и специалист исполнил просьбу клиента. Таким образом, участок гражданина Д. «съел» значительную часть участка Досанбаевой. А в 2010 году он с разрешения городских властей ещё расширил свой надел, опять же за счёт участка Досанбаевой. В 2011 году Д. продал землю гражданину К., который, ни о чём не подозревая, начал здесь строительство дома.

«БЕЗ ЗЕМЛИ НИКТО НЕ ОСТАНЕТСЯ»

Досанбаева подала в суд, требуя снести дом нового соседа и восстановить первоначальные границы участков. Гражданин К., являющийся добросовестным покупателем, был категорически против. После долгих споров стороны все-таки пошли на мировую.

– Отдел земельных отношений предложил мне взамен два варианта – участок на той же Правой Нижней Перетаске площадью 0,09гаи участок в садоводческом обществе «Химик» площадью 0,11га. Я согласилась на второй вариант. Заключили мировое соглашение, по условиям которого землю мне должны предоставить до 2 апреля этого года, говорит М. Досанбаева. Однако после завершения судебного производства нет никаких движений. Землю мне не показывают, сотрудник отдела земельных отношений, которому поручено это сделать, не отвечает на звонки. Боюсь, что так и останусь ни с чем.

– Тут возникло какое-то недоразумение. Мы не заинтересованы в судебных тяжбах и каких-либо конфликтах. По условиям мирового соглашения земля Досанбаевой будет предоставлена, заверяет Н. Жумекеева.

«ТАКОЕ СЛУЧАЕТСЯ»

Н. Жумекеева также отметила, что подобные накладки, когда кто-то становится невольным «захватчиком» чужой земли – нечасто, но имеют место быть. Проблема, по её словам, кроется в том, что раньше, вплоть до 2009 года, не было электронной базы данных, и все обозначения на дежурную карту наносились вручную.

– Большая проблема в том, что, приватизировав свои дачные участки, владельцы их забросили. Кто-то уехал, кто-то просто знает, что у него там есть земля. И до 2009 года бывали такие ошибки, как неправильное нанесение границ участков, или, как в случае с Досанбаевой, участок из-за халатности землемера значился как бесхозный,–подытожила она.

Тамара СУХОМЛИНОВА

28 марта 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz