На министра транспорта Марата Карабаева с председателем комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля Алтаем Али, а также на мимикрировавшие под «казахстанские» фирмы из Беларуси и России пожаловались в совет безопасности, передает КазТАГ.
«Уважаемые члены совета национальной безопасности! Поводом обращения к вам является ситуация в сфере автомобильного транспорта Республики Казахстан, а также приближающееся банкротство отечественных перевозчиков грузов во всех регионах страны, создавшиеся в результате безответственного регулирования отраслью некомпетентными чиновниками министерства транспорта Республики Казахстан, в первую очередь министром Карабаевым М. и председателем комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля Али А. На протяжении последних двух лет ситуация в отрасли резко ухудшилась в связи с лоббированием чиновниками министерства транспорта интересов отдельных перевозчиков, в том числе передислоцировавшихся в Республику Казахстан с России и Белоруссии и приобретших в настоящее время статус «казахстанских перевозчиков», - говорится в обращении, копия которого имеется в распоряжении агентства КазТАГ.
Авторами документа с печатями и подписями указаны руководители Национальной ассоциации перевозчиков Казахстана, Союза автомобильных перевозчиков и экспедиторов Казахстана, Южно-Казахстанской ассоциации дальнобойщиков Логистическое транспортное объединение.
По словам участников отрасли, «в интересах отдельных компаний министерством без учета мнения отечественного бизнес-сообщества, с грубым нарушением требований Предпринимательского кодекса Республики Казахстан о необходимости проведения анализа регуляторного воздействия вносятся изменения в подзаконные НПА», «при этом, эти изменения проходят без участия рабочей группы, созданной приказом министерства в этих целях».
«Так, министерством только в 2024 году четыре раза вносились существенные изменения в правила применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении, утвержденные приказом ИО министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 марта 2015 года №353. С 15 января 2025 года вводится в действие параграф 2 правил, регулирующих выдачу иностранных разрешений отечественным перевозчикам. В редакции, утвержденной министерством без учета мнений действующих перевозчиков, огромное значение отведено контролю за использованием ИБР на те транспортные средства, на которые они выданы, без реализации права перераспределения внутри транспортной организации, что позволяется действующим законодательством», - сказано в обращении.
По словам авторов, «малейшее отступление от установленных норм влечет как приостановление участия отдельных АТС в процессе международных перевозок, так и отстранение от деятельности всей организации».
«При этом механизм распределения бланков разрешений, учитывающий ограниченное количество ИБР, абсолютно не предусмотрен, хотя именно данная проблема является первичной. Реализация параграфа 2 правил ударит, прежде всего, по добросовестному перевозчику, который в жестких условиях ограниченных альтернатив действий и отсутствия бланков будет лишен значительного количества перевозок. Внесенные изменения устанавливают контроль лишь на стадии отчетности использования бланков, и никак не ограничивают число «перепродажников» на стадии получения дефицитных бланков. Ситуация с регулированием и распределением бланков иностранных разрешений на перевозку грузов автомобильным транспортом (ИБР) давно уже требует повышенного внимания правоохранительных органов с соответствующими выводами. Отдельная тема – это транспортный контроль и его избирательность. Этот контроль давно превращен в инструмент обогащения чиновников, их воздействия на неугодных предпринимателей», - добавили обратившиеся в совбез.
По их мнению, «следует ожидать аналогичной ситуации с правилами допуска автомобильных перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов, утвержденных приказом министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 24 августа 2011 года №523».
«В настоящее время министерство вынесло на обсуждение изменения и дополнения в данный НПА, с которыми подавляющее большинство перевозчиков не согласно по причинам неограниченного и неконтролируемого допуска лиц к разрешительной системе. Однако мнение перевозчиков так и не будут учтены, как не были учтены при обсуждении проекта о внесении изменений и дополнений в правила применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении. Никакие инициативы представителей бизнеса по изменению ситуации, учету мнения отечественных перевозчиков не приносят никакого положительного результата. На различных платформах (по ТВ, в социальных сетях) представители отечественного бизнес-сообщества с болью излагают свои проблемы, уже не просят, а буквально кричат о своих проблемах», - заявили авторы обращения.
Они отмечают, что «о развитии бизнеса речь уже не идет, речь идет уже о выживании».
«У нас создалось стойкое убеждение, что поддержанная народом и отечественным бизнес-сообществом страны концепция Справедливого Казахстана президента Республики Казахстан К-Ж. К.Токаева, принципы «Слышащее государство» и «Закон и Порядок» для руководства министерства транспорта не существуют. Вместе с тем, нам стало известно, что главная транспортная прокуратура в декабре 2024 года по результатам проверки комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля министерства транспорта РК по вопросам соблюдения законодательства в сфере транспортного контроля, грузовых и пассажирских перевозок, разрешениях и уведомлениях, а также противодействия коррупции за период: второе полугодие 2023 года – истекший период 2024 года выявлены грубейшие нарушения законности», - сообщается в обращении.
Авторы документа с сожалением констатировал, что результаты прокурорской проверки и акты прокурорского реагирования им недоступны.
«Наши объединения имеют реальные предложения по решению проблем автомобильной отрасли, но министерство транспорта нас не желает слышать. Мы уверены, что в Казахстане реально создается влиятельное правительство, представители которого готовы слышать и решать проблемы автомобильной отрасли, развитие которой имеют значение для всей экономики Казахстана. В этой связи, просим: 1. Приостановить введение в действие параграфа 2 правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении, утвержденных приказом ИО министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 марта 2015 года №353. 2. Инициировать обсуждение предложений бизнеса по решению сложившихся проблем автомобильной отрасли, связанных с распределением и контролем за использованием иностранных бланков разрешений. 3. При разработке проектов НПА не просто собирать статистические данные о количестве откликов на предлагаемый законопроект, а учитывать мнение бизнес-сообщества и принимать меры к выработке общего мнения», - обратились участники транспортной отрасли в совбез.