Атырау, 21 декабря 15:44
 ясноВ Атырау -1
$ 523.86
€ 544.34
₽ 5.11

В поисках своего зрителя

7 220 просмотров

Недавно в областном драматическом театре имени Махамбета Утемисова сменился директор. Место Берика ЖАМЕНОВА занял (по совместительству) нынешний художественный руководитель театра Асылбек ИХСАН (на снимке). Мы побеседовали с этим человеком, имеющим, кстати, немалый опыт работы не только в театре, но и на телевидении, в газете, переводческом деле, кино.

«ОБЪЯВЛЯЮ «СУХОЙ» ЗАКОН»

Асылбек ага, кто предложил вашу кандидатуру на это место?

–Кадровые вопросы в области решает областной акимат. Видимо, так решили ответственные за нашу отрасль люди.

А как же Берик Жаменов?

–Это заслуженный человек, который несколько лет плодотворно проработал в театре. Почему сняли его, почему на его место назначили меня, знает только начальство. Мне лишь сказали, что Берик Жаменов не останется без дела, что и ему обязательно найдут работу.

Вы пришли главным режиссёром в театр два года назад. Есть какие-то новаторские идеи?

–Труппа театра  просто замечательная, организованная, сплоченная. Но долгие годы театр брал режиссеров со стороны, чтобы поставить тот или иной спектакль. В действительности театр должен располагать одним своим постоянным режиссером.  А такого режиссера, за исключением периода, когда в театре работал Чапай Зулхаш, практически не было.   

СПРАВКА "АЖ"

Асылбек Ихсан
родился 17 августа 1955 года в ауле Амангельды Исатайского района.  В 1978 году окончил актерский факультет института искусств в Алматы, преподавал в этом вузе. Работал в министерстве культуры, на телеканалах «Хабар», «CaspioNET», «Казахстан», гл. редактором республиканской газеты «Азамат.kz», редактором отдела дубляжа АО «Казахфильм». Автор нескольких литературных произведений, перевел много научных, философских трудов. Имеет шестерых детей. Сейчас работает в Атырау.

А позже стали вызывать режиссеров из других регионов. Они были заинтересованы побыстрей поставить спектакль и уехать домой, поэтому спектакли ставились в кратчайшие сроки. Такова гастрольная работа режиссеров, и постановка спектаклей в другом театре – один из способов заработать. У нас ставили спектакли такие известные режиссеры как Ораз Сарсенбеков, Жанат Хаджиев, Тлеген Ахметов. В настоящее время с нашим театром тесно сотрудничает режиссер из Уральска Мухан Томанов. Ни у одного из них не было откровенных провалов.

Что касается новых идей, то в данный момент необходимо в первую очередь сформировать труппу. Извините, но хочу сказать, что отныне никому не позволю распивать спиртное в стенах театра! Двух работников театра, склонных к выпивке, я уже уволил, невзирая на все их регалии. Там, где пьют водку, добра не жди.

НАЩУПАТЬ НЕРВ

–Станиславский говорил: «Театр – храм искусства». Театр – это место духовного очищения, просвещения народа. Наша цель – заставить зрителя смеяться и плакать, найти путь к их сердцам. Например, многие зрители после спектакля «Қос мұңлық» подходили ко мне с заплаканными лицами. А почему? Да потому что затронутая в спектакле проблема знакома многим из них. Сейчас многих пожилых родителей дети определяют в дома для престарелых. И этот спектакль именно об этой проблеме отцов и детей. Или, скажем, спектакль «Бір түп алма ағашы» также пришелся зрителям по душе. Почему? Опять же это известная многим проблема. Не секрет, что в настоящее время многие родные братья и сестры не поддерживают родственных отношений. Это характерно для достаточно большого количества семей.

Если из 600 человек, пришедших на спектакль, хотя бы двое задумаются и зададут себе вопрос: «А что я сделал для своих родителей?», это значит, что мы выполнили свою задачу. Поэтому я не cовсем согласен с расхожим мнением, что театр – это место отдыха, куда люди приходят для того, чтобы посмеяться.

Вы как-то заметили, что не крутите романы с актрисами, как некоторые режиссеры...

–Ну, знаете, пусть этот вопрос прокомментируют те, кто заводит отношения с актрисами.

Говорят, вы читаете намаз...

–Да, вот уже десять лет.

ФЕРМА РЕЖИССЁРА

Чем вы ещё занимаетесь, кроме искусства?

–В Алматы у меня имеется собственный земельный участок. 8 лет назад я посадил яблони на 5 гектарах земли. Вот уже пять лет, как они плодоносят. Всю работу по уходу за яблоневым садом я делал сам, своими руками. Кроме этого, у меня есть небольшая ферма, где я содержу коров, овец, коз, кур. Все это просто необходимо человеку для общения с природой, с братьями нашими меньшими. Мы ведь с малых лет росли, находясь среди верблюжат и ягнят, так что это дело для нас не в диковинку.

ТРИУМФ В АСТАНЕ

Вы говорили, что пока-занный в Астане атырауским театром спектакль «Шыр-мауық астындағы шырғалаң» («Любовь под вязами») собрал очень много зрителей и был полный аншлаг.

–Это замечательное классическое произведение, написанное Юджином О’Нилом, мы поставили в Астане. После спектакля зрители долго не хотели уходить, стоя аплодировали. Я это говорю не потому, что постановка принадлежит мне. А когда все стали расходиться, Фариза апа (Онгарсынова) попросила актеров вновь подняться на сцену. Она познакомилась со всеми нами и сказала: «Атырауский театр, вы показали такое искусство, которое затмило бы игру актеров многих знаменитых театров! Я говорю это не потому, что я тоже родом из Атырау. Не понравилось бы ваше выступление, так и сказала бы, что не понравилось». Это лишь субъективная оценка поэтессы.

ПУСТЬ ПОУЧАТСЯ У ГАСТРОЛЁРОВ

  От одного из актеров театра я как-то слышала такое: «В последнее время Асылбек Ихсан не ставит новые спектакли. Он обижен на артистов.  Мы все равно останемся театром областного уровня, и нам никогда не достичь тех высот, которые по силам только театрам из Астаны, Алматы». 

–Талант не смотрит на географию. Курмангазы и Дина тоже ведь родились не в Астане. Да все таланты вышли из сельской глубинки. Видимо, у того актера на сей счет имеется свое особое мнение.

Я не могу сказать, что я замечательный человек, но я хочу быть справедливым. Почему сейчас я не занимаюсь постановкой новых спектаклей? Потому что артисты театрадолжны увидеть стиль, почерк каждого режиссера. Один из этих гастрольных режиссеров может поставить бытовую драму, другой психологическую,а третий – комедию. Таким образом, актеры должны постоянно пробовать себя в новых ролях, в новых амплуа...

В настоящее время я пишу пьесу. Есть и готовые спектакли. Кроме того, уже шесть лет я пишу мистическую повесть о трагедии Сарайчика. Ведь после того, как срубили яблоневый сад в Сарайчике, умерли 11 человек. Помимо этого, у меня готовы несколько сценариев художественных и документальных фильмов.  Иншаллах, все они в ближайшее время должны увидеть свет. 

...Я в течение многих лет изучаю искусство знаков. С этого и началось написание моих первых рассказов. Во всем мире подобными исследованиями занимаются лишь четыре-пять человек. Вообще, у каждой народности имеются знаки, которые опре-деляют ее самобытность. Но на эту тему можно говорить долго...

О НЕЛЁГКОМ ХЛЕБЕ ТЕЛЕВИЗИОНЩИКОВ

Вас, оказывается, уволили с телеканала «Казахстан» после выпуска в эфир передачи, касающейся темы Таможенного союза?

–Меня никто не увольнял. Я сам ушел оттуда. Об этом случае я до сих пор никому не рассказывал. Другой, может быть, на моем месте давно бы стал трубить об этом на весь мир и сделался бы в одночасье популярным героем. Эту передачу тогда вел Серик Жанболат. И это был период, когда мы еще не решили, вступать нам в Таможенный союз или нет. В студию пришли Алихан Байменов и его оппонент – один из депутатов. Байменов рассказал о невыгодных для казахстанцев сторонах Таможенного союза, а его оппонент, напротив, высказался за вступление в союз. Байменов подготовился серьезно, он изучил всю документацию, касающуюся Таможенного союза. С каждой минутой становилось очевиднее, что его позиция хорошо продумана и четко аргументирована. В то время я исполнял обязанности главного редактора передачи. Я мог бы и не выпускать ее в эфир. Но эта тема широко и открыто обсуждалась в то время на страницах газет. Вся заваруха началась после выхода в эфир. Из Астаны звонили люди из правительства, был жуткий скандал. В ту же ночь сняли копию передачи, и председатель нашего упаравления вылетел с ней в Астану. Виноватых оказалось пятеро.  Кроме меня, были и другие люди, ответственные за выход передачи. Я решил уволиться, чтобы не подставлять молодых ребят-телевизионщиков. Им найти другую работу было бы сложнее. Там, как водится, были и другие подробности скандала, но об я пока не хочу говорить. Ну, я уволился и пошел работать на  «Казахфильм».

ПРИГЛАСИМ И ДЕТИШЕК

Оказывается, в труппе театра появились новые актеры...

–К нам вместе со своей семьей перевелся ведущий актер театра из Уральска.  Оттуда же я пригласил еще двух девушек-актрис. Прибыла и одна выпускница театрального вуза из Алматы. А все остальные – местные. 

Какие перемены ожидают театр? Что вас не удовлетворяло в нем ранее?

–В последнее время аким области часто приходит в театр, обходит зрительный зал, все закоулки. Для театра создаются все необходимые условия. В планах – проведение капитального ремонта, реконструкция. Уже стала поступать новая звуковая аппаратура. Я намеревался написать об освещении. Но недавно узнал, что в скором времени нам доставят замечательную осветительную технику. Сцена нашего театра большая и достаточно вместительная.

Нам необходимо создать репертуар для детей. Детские спектакли, будь то казахские народные сказки или назидательные новеллы, должны прочно обосноваться на нашей сцене. Возможно, дополнительно мы возьмем на себя и функции детского кукольного театра.

Спасибо за интересную беседу.

Айнур САПАРОВА

Фото Каната ЕЛЕУОВА

21 марта 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.