По мнению 89-летнего индерборца Алдаша ИСАЕВА, Наурыз в своём нынешнем виде не имеет ничего общего с праздником наших предков.
– Я считаю, что Наурыз лишился своей первоначальной сути, национального колорита, – говорит Алдаш Исаев. – Судите сами, ежегодно в этот праздничный день каждое предпритие устанавливает юрту, где за праздничным дастарханом усаживаются руководители и члены этого коллектива. А простой народ стоит снаружи, облизываясь на всевозможные яства. Концерты и представления готовят исключительно работники культуры и образования. А ведь к этому надо приобщать всё население. Для того чтобы праздновать этот праздник всем миром, необходимо придумывать такие мероприятия, которые заинтересовали бы и молодёжь, и людей почтенного возраста. Одним словом, никто не должен чувствовать себя чужим на этом празднике. Наурыз – воплощение душевного тепла, и в него заложен глубокий смысл. Мы – люди старой закалки и поэтому воспринимаем праздник Наурыз в его первозданном виде. Например, моя жена Рая каждый год готовит 10 литровнаурыз-коже и предлагает прохожим на улице отведать его. Один этот, казалось бы, простой шаг сближает людей, способствует установлению дружеских отношений, дарит праздничное настроение.
Алдаш ИСАЕВ родился в 1924 году в 1-ом ауле Индерского района Гурьевской области, ветеран Великой Отечественной войны, многие годы был председателем колхоза, директором совхоза.
–Вы помните свой первый Наурыз?
– Мне было лет шесть, когда в первый раз увидел, как празднуют Наурыз. Но затем о Наурызе забыли на долгие годы. С 1988 года мы вновь стали отмечать этот национальный праздник. Может, из-за этих вынужденных перерывов Наурыз и потерял своё значение, свою самобытность. В моём детстве люди надевали свою самую нарядную одежду, клали в казан всё, что осталось после долгой зимы, жарили баурсаки, варили наурыз-коже, ходили из аула в аул, чтобы совершить обряд «көрісу», повсюду устраивались народные гулянья. В ауле Токай, где я жил, было 11 домов. А всего между Индерборским и Гурьевом в то время насчитывалось около 20 аулов. В Наурыз молодёжь собиралась отдельно и накрывала свой дастархан. Это называлось «отырмақ» (посиделки). После праздничных угощений проводились национальные игры «қол тұзақ», «чёт или нечет», «қазақша күрес», «асық». Про-игравшие пели песни, играли кюи или откупались деньгами, серьгами, браслетами. Тот, кто имел своего коня, отправлялся по аулам за заранее приготовленным в каждом доме мүше – свёртком, куда хозяева складывали деньги, кольца или серьги. Другие всадники старались вырвать из его рук мүше и ускакать. Умчавшийся с мүше парень мог побывать и в соседних аулах и таким образом увеличить количество трофеев. Тот, чья лошадь оказывалась резвее остальных, становился счастливым обладателем большего количества свёртков с подарками.
– Благословите, ата!
– Пусть в стране будет мир и спокойствие! Пусть народ будет сплочённым и единым! С Наурызом!
Ляззат КАРАЖАНОВА