11 марта в отеле «Ренессанс» прошли общественные слушания по проекту «Предварительная оценка воздействия на окружающую среду к технико-экономическому обоснованию «Маршрут транспортировки грузов».
Заказчик - ТОО «ТенизСервис», дочерняя компания НК «КазМунайГаз». Проект инвестиционный. Идея заключается в том, чтобы прорыть по морскому дну в юго-восточной части Северного Каспия судоходный канал протяженностью 50 км и глубиной до 5 метров, построить на берегу моря близ Прорвы причальный комплекс для погрузки/разгрузки различных типов грузов, в подтопленной прибрежной зоне проложить дамбу-дорогу протяженностью от 10 до 20 км до дороги общего пользования.
Проект упростит доставку грузов на берег и обратно с морских месторождений преимущественно Северного Каспия.
Директор ТОО «ТенизСервис» Г. КУСАЙЫНПо словам директора ТОО «ТенизСервис» Газиза КУСАЙЫНА, проект ориентирован на компании, которые разрабатывают такие наземные и морские месторождения, как Кашаган, КМОК, Сатпаев, Жамбыл, Тенгиз, Эмбамунайгаз, Южная и т.д. То есть потенциальные партнеры - НКОК, ТШО, компании КМГ.
Никаких соглашений с иностранными компаниями о сотрудничестве пока нет, хотя сроки реализации проекта запланированы достаточно короткие - 2013-15 гг. Его стоимость будет озвучена после госэкспертизы, предположительно в мае-июне.
Подрядчики «ТенизСервиса» - ТОО «Виттевеен+Бос Каспиан» (казахстанская компания, учрежденная голландцами) с технико-экономическим обоснованием, а также ТОО «Центр дистанционного зондирования» и ГИС «Терра» с ПредОВОС – представили общественности свои проекты.
Критические замечания касались в первую очередь отвалов грунта, которые голландцы намерены оставлять непосредственно по подводным берегам канала.
Старший инженер «Виттевеен+Бос Каспиан» Б.ЛЕВИН- Возможно ли избежать отвалов под водой? - на вопрос главного специалиста инспекции рыбного хозяйства Бостана СУЛЕЙМЕНОВА ответил старший инженер «Виттевеен+Бос Каспиан» Бернард ЛЕВИН:
- Вывоз грунта на берег займет слишком много времени и денег.
Сулейменова ответ не удовлетворил.
Как сообщила ранее представитель «Терра» Татьяна ШМЕЛЁВА, предусмотренный под строительство канала участок практически не задевает нерестовые пути ценных пород рыб. Ход других пород скудный: от 1 до 20 особей на кв. км в зависимости от сезона (по данным мониторинга Аджип за 2003-11 гг).
- Но найдут ли они «коридоры», которые будут прорублены для них авторами проекта? – настаивал Сулейменов. Возможно, ответ будет получен непосредственно на слушаниях по ОВОС. Дело в том, что, поскольку предОВОС – это что-то вроде предварительного обзора, многие заданные чиновниками различных управлений вопросы остались без ответа, так как они подразумевали точные оценочные сведения: финансовые данные, предполагаемые риски, суммы ущерба…
Гидробиолог резервата «Ак Жайык» Ирина АМИНОВА напомнила коллегам, что предОВОС – не более чем фоновое исследование, конкретику следует требовать непосредственно на слушаниях по ОВОС, которые запланированы на апрель.
Энпэошников также беспокоит, что в перспективе канал может эксплуатироваться для перевозки нефтяных продуктов.
В целом проект был принят скорей лояльно, что редкость для подобных слушаний. Пока многие из присутствовавших сошлись во мнении, озвученном председателем НПО «Каспий Табигаты» Махамбетом ХАКИМОВЫМ, что канал в районе Прорвы – меньшее из двух зол:
- Это предпочтительней, чем перевозить грузы через дельту Урала, как предлагал Тенгизшевройл в прошлом году. Это могло бы стать непомерной нагрузкой для реки.
Все высказывания слушателей были внесены в протокол. По словам Кусайына, все они будут учтены при разработке ОВОС.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Фото автора