Нерадивые студенты обходятся родителям всё дороже – теперь за возможность пересдать проваленный экзамен придется выложить дополнительные суммы. Во всяком случае, студентам Атырауского института нефти и газа неудачная зимняя сессия летом аукнется точно.
СЕРДЦЕ ЧУЯЛО
В редакцию поступило несколько звонков обеспокоенных родителей, чьим детям в родной альма матер разрешений на пересдачу не дают:
– Знакомый, чей ребёнок учится в одном из вузов Астаны, рассказал, что им уже давно не позволяют пересдавать как прежде – по разрешению деканата, а только за плату: каждый экзамен за 36 тысяч тенге. У нас пока просто не дают разрешений – тоже собираются их продавать? Мы платим за коммерческое обучение около 350 тысяч в год, неужели недостаточно?
В ответе АИНиГ за подписью и. о. ректора университета Дюсембека КУЛЬЖАНОВА родительскую догадку подтвердили: «Согласно Типовым правилам проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (утв. Приказом министерства образования и науки РК от 18.03.08), пересдать экзамен с оценки «неудовлетворительно» на положительную студент может в следующем академическом периоде или в летнем семестре. Ликвидация академической задолженности осуществляется на платной основе.
В случае, который описан родителем студента, для ликвидации академической задолженности студент до начала летнего семестра подает соответствующее заявление в офис регистратора».
Я нашла Типовые правила, на которые идёт ссылка. Цитирую: «Пункт 57. Студент,набравший минимальный уровень переводного балла и переведённый на следующий курс обучения, при наличии академической задолженности повторно изучает соответствующие дисциплины на платной основе и ликвидирует академические задолженности».
Принципиальная разница, подчеркнула в личной беседе директор департамента по академическим вопросам АИНиГ Касиет КАРАТАЕВА, в том, что плата подразумевается не за допуск к экзамену, а фактически за повторный курс обучения, поскольку проваленный экзамен есть прямое свидетельство того, что студент не усвоил дисциплины.
– О какой сумме идёт речь?
– Мы вывели усредненную стоимость, поделив общую годовую плату за курс обучения на количество кредитов в году – таким образом, цена одного кредита составила 8 400 тенге, – говорит Касиет Хамзаевна. – Но этот документ ещё не прошёл через обсуждение учёного совета и не утверждён.
Кредит – унифицированная единица измерения объёма учебной работы обучающегося и преподавателя (из «Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения», утверждённых приказом МОН). Курс обучения по одной дисциплине может состоять из одного и более кредитов.
Далёким от особенностей получения современного высшего образования родителям студентов в вузе настоятельно рекомендуют ознакомиться с упомянутыми выше «Правилами организации учебного процесса…», доступными на сайте МОН РК. Говорят, после их прочтения вопросов уже не останется.
ЕЩЁ ОДИН КОММЕРЧЕСКИЙ ПРОДУКТ
Но вопрос, и даже не один, всё же лично у меня остался.
Каждое учебное заведение оказывает образовательные услуги (зачастую платные). Ликвидация академической задолженности – стандартное учебное мероприятие. Неясно мне, из каких соображений такая прежде рутинная часть учебного процесса как «переэкзаменовка», стала фактически отдельным коммерческим продуктом. И как теперь юридически обоснован этот пункт о дополнительных финансовых вложениях, который в заключённых задолго до этой сессии договорах не указан, – мне тоже непонятно. Общеизвестно, что порядок оплаты различных образовательных услуг в целом и подробно должен быть прописан в договоре.
С вводом этого, прямо скажем, странного для большинства из нас образовательного правила любому учебному заведению коммерчески выгодно увеличение «второгодников». Факты коррупции в стенах отечественных вузов давно стали обыденностью, ну а теперь любому студенту, даже семи пядей во лбу, проще сунуть взятку, чем снова посещать пары и платить за это дважды. Ведь доказать, что препод «завалил» намеренно, на практике почти невозможно.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА