Как сообщали многие СМИ, на днях 21-летнего павлодарца арестовали на 5 суток за то, что он показал средний палец левой руки кортежу Председателя Сената Парламента РК Кайрата МАМИ. Но оказывается, он не первый казахстанец, кто позволил себе этот жест в отношении VIP. Моя коллега – редактор газеты West Kazakhstan Today (англоязычного приложения «АЖ») Зинат УРЫНБАСАРОВА вспоминает, что точно так же запятнала свою приличную биографию ещё в 2005 году.
В то время она только вернулась из-за рубежа, где прожила несколько лет. Безработная тогда Зинат строила свою гончарную мастерскую, и моталась между Сарайшыком и Атырау (примерно 45 км) на своем задрипанном жигулёнке – возила стройматериалы для нанятых на пару дней строителей.
– Это была какая-то невероятно утомительная для нас, обычных жителей города, череда высоких визитов. Стоял жутко знойный сентябрь: где-то за +40 точно. Я везла цемент, строители должны были закончить заливку фундамента, но простаивали, потому что я бессмысленно торчала под палящим полуденным солнцем на проспекте Азаттык по правой полосе. Левая была полностью очищена от транспорта. За день до этого я провела еще пару часов в другой пробке – приезжал еще какой-то чиновник, а еще за день до этого целое море машин держали на выезде из города все три часа: кого-то везли из Сарайшыка (там находятся музей и раскопки на месте ставки 7 ханов) в город. Представьте – нет ни магазинов, ни навеса, где спрятаться от солнца. Помню, когда наконец добралась до стройки, я выпила, не поверите, целое ведро воды!
…Когда кортеж наконец появился и поравнялся с машиной Зинат, она опустила стекло пониже и в направлении проезжающих высунула руку с характерным жестом. В VIP-автомобиле сидели тогдашние премьер-министр Даниал АХМЕТОВ и аким Атырауской области Аслан МУСИН.
– Они это видели?
– Думаю, да. Но я продолжаю считать, что это не было хулиганской выходкой, это был жест отчаяния.
Движение открыли. Машина с мигалками нагнала её уже через пару минут, буквально на следующей остановке ошалевшие полицейские задержали нарушительницу спокойствия и препроводили в КНБ – на первый допрос. Потом – в ГУВД.
– Меня провели в какой-то «обезьянник», хорошо помню, там вместо двери решетка, а прямо за ней – унитаз. Там сидел устрашающего вида человек. И так весь этот темный узкий коридорчик. Меня посадили напротив этих людей, молча вцепившихся в решетки, думаю, хотели как следует напугать.
- А вы боялись?
– Нет, – удивляется моему вопросу Зинат. – Там мне велели писать объяснительную. Потом – в суд. Я не признавала никаких действий со своей стороны. Судьи – в растерянности, по рации на них орет охрана кортежа, я слышала крики: «Кончайте с ней!», а судьи в ответ: «Этот жест у нас в стране ничего не значит, по какой статье судить?!»… Я видела, как на них давила охрана премьер-министра, в итоге судья буквально попросила меня признать свою вину и обещала наказать меня по минимуму. Она сдержала свое слово – мне вменили какое-то мелкое административное правонарушение, даже не помню какое именно, присудили штраф в 900 тенге и меня отпустили. Домой я попала вечером.
– Вам крупно повезло.
– Да, наверное. Но знаете, что? Хорошо помню, именно тот визит стал последним, когда жизнь всего города приносилась в угоду чиновникам, перекрывались дороги, создавались бессмысленные пробки. Тешу себя надеждой – а может, тот мой самопроизвольно вскинутый палец поспособствовал. Как думаете?
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА