Атырау, 13 января 16:51
 будет пасмурноВ Атырау -1
$ 526.81
€ 542.72
₽ 5.16

Не только Кашаган

9 029 просмотров

В апреле этого года Казахстан отметит 10-летие программы по освоению шельфа казахстанского сектора северной части Каспийского моря.

БУДЕТ СВОЯ БУРОВАЯ

По данным национальной компании «КазМунайГаз», потенциал казахстанского сектора без учёта Северо-Каспийского проекта (Кашаган, Кайран, Актоты и Каламкас-море) составляет 2 млрд 288 млн тонн нефти.

После открытия Кашагана в 2000 году другим достижением казахстанских нефтяников было обнаружение в 2007 году нефти на проекте «Жемчужина» (структуры «Хазар» и «Ауэзов») и блоке N (структуры «Ракушечное-море» и «Нурсултан»). Завершены сейсморазведочные работы и ведётся подготовка концепции разведочного бурения на проектах «Жамбыл», «Сатпаев», «Махамбет».

Разведочные работы тормозит отсутствие у КМГ на Каспии собственных буровых установок. Для бурения компания вынуждена привлекать российских и азербайджанских нефтяников. Ожидается, что в 2014 году КМГ построит собственную самоподъёмную морскую буровую установку. Кроме того, КМГ совместно с корейской национальной нефтяной компанией завершает строительство буровой баржи Caspian Explorer, которая находится в порту «Курык». Первую скважину баржа пробурит на структуре «Жамбыл».

 

«АНАР», «ЖАНАР» И «ОЛЬГА»

В коридоре Атырауского департамента экологии висит карта освоения шельфа казахстанского сектора Каспия. В нескольких десятках километров от Атырау изображены готовящиеся к разведочному бурению участки (на снимке). Жёлтым цветом выделены морские месторождения, находящиеся в разработке, зелёным – месторождения, подготавливаемые к бурению, фиолетовым – выявленные нефтегазоперспективные структуры.

В зоне специального экологического ограничения, выделенной красным цветом и расположенной у северного побережья моря, расположены 13 перспективных структур, в большинстве своём даже не получивших официального названия и просто носящих женские имена: Ирина, Лариса, Сания, Роза, Тамара, Галина, Маргарита, Ева.

Выявленные нефтегазоносные структуры «Сауле», «Марина», «Ольга», «Салима», «Флора», «Анар» и «Жанар» расположены вокруг гигантского морского месторождения Кашаган. К югу от Кашагана находятся «Аида», «Лила», «Дания», «Стелла», «София», «Майра», «Евгения» и «Марта». Всего в море вблизи Атырау находится около 30 нефтегазоносных структур. Разведка залежей на некоторых из них даже не начиналась.

 

ПУШКОЙ ПО РЫБЕ

Нефтяники для подтверждения запасов нефти пользуются помповыми пушками, которые в немалой степени беспокоят морских животных.

По мнению учёных, сейсмическая разведка пагубно отражается на жизнедеятельности морских организмов. Дело в том, что диапазон звуков, который используется в ходе такой разведки, полностью совпадает с теми инструментами, которые «встроены» в рыбу. Опасность несут как сами пневматические пушки, которые являются источником сигнала, распространяющегося в глубинах с частотой в 250 кГц, так и буровые станции.

Между тем, по словам заместителя директора научно-производственного центра рыбного хозяйства Юлии КИМ, исследования местных специалистов на предмет воздействия инструментов сейсморазведки, пневмопушек, в том числе на рыбу и планктон, не дали каких-либо тревожных результатов. Однако, как подчеркнула Юлия Анатольевна, активизация работы на море беспокоит морскую живность в любом случае.

 

А НАМ ВСЁ РАВНО?

По словам начальника отдела экологического регулирования Атырауского департамента экологии Руслана ТУКЕНОВА, в последнее время за разрешением на проведение работ на Каспийском море обращались ТОО «Жамбыл Петролеум» (структуры «Жамбыл» и «Жетысу») и АО «АтырауМунайГаз» (структура «Бобек»). На участке «Ансаган» и блоке «Абай» разведку ведёт НК «КазМунайГаз». Специалист утверждает, что уполномоченный орган периодически публикует объявления о проведении публичных слушаний по проектам разведочных работ на Каспийском море, но общественность в них не участвует. Но, по словам председателя НПО «Каспий Табигаты» Махамбета ХАКИМОВА, на публичные слушания по этим проектам независимых экологов никто не приглашал.

Прежде чем начинать разведку, правительству нужно было провести обследование морского шельфа, чтобы в случае загрязнения можно было привлечь к ответственности природопользователей,– говорит М. Хакимов. – За эту программу взялась было компания «Аджип ККО». Результаты обследования у них были больно хорошими и пушистыми. Но потом они поняли, что копают себе яму – вдруг на Кашагане авария случится? Так что эта работа не была доведена до конца. Потери экологии в процессе разведки и дальнейшей нефтедобычи, конечно, будут…

 

ТАМ КИЛОМЕТРЫ, ЗДЕСЬ МЕТРЫ

В апреле 2010 года взрыв на нефтяной платформе в Мексиканском заливе привёл к невиданной доселе экологической катастрофе. За 152 дня аварии из морской скважины вылилось 5 миллионов баррелей нефти. Компания «Бритиш Петролеум» раскошелилась на миллиарды долларов, чтобы выплатить компенсации.

Поучительность этой истории в том, что глубина на месте аварии у берегов американского штата Луизиана составляет около полутора километров, а на шельфе Северного Каспия глубина всего 6-8 метров. И в случае аналогичного ЧП хватит одного дня, чтобы навсегда распрощаться с осетровыми и прочими реликтовыми представителями фауны Каспийского моря.

Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ

17 января 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.