Число работников, занятых на Северо-Каспийском проекте, в связи с завершением строительства объектов неуклонно сокращается. По данным областного управления координации занятости и социальных программ, на заводе «Болашак» (Карабатан) их численность к новому году снизится до 1,7 тысячи человек (на пике строительства на Карабатане работало до 23 тысяч человек). Занятых на морских островах пока остаётся больше – 5,5 тысячи человек. Но их тоже в скором времени ждёт неминуемое сокращение.
ОБРАТНО НЕ БЕРУТ
«В ноябре с «Болашака» высвободился 2 661 человек, данных по срокам сокращения персонала морского комплекса пока нет»,– комментируют в управлении занятости.
Несмотря на глобальные сокращения, набор кадров ещё продолжается, но – мелкими партиями на временные объёмы. Месяц назад одна из подрядных компаний набрала для работы на морских островах только уборщиц и кухонных работников. При этом все работодатели – подрядчики и субподрядчики Аджипа – накануне завершения проекта не хотят больше вкладываться в обучение новых кадров и в платные тренинги для работы на море. И приглашают только «готовые» кадры с наличием «морских» сертификатов.
Между тем работники, уже попавшие под сокращение, жалуются на рекрутинговые компании, которые якобы им отказывают в трудоустройстве по имеющимся вакансиям, ссылаясь на то, что есть установка набирать только впервые трудоустраиваемые кадры.
– Дело в том, что все работники, когда-либо работавшие на этом проекте, уже занесены в базу данных Аджип ККО,– говорит один из молодых людей, ищущих работу. – Мне по этой причине уже отказали в нескольких рекрутинговых компаниях. Для чего они это делают? У меня, например, есть две версии: может быть, искусственно раздувают статистику, чтобы показать высокий процент казахстанского содержания; или Аджип продолжает выплачивать подрядчикам деньги. Ведь если нас не берут – значит, мы, возможно, считаемся занятыми на проекте, и за нас кто-то получает зарплату. Всем же известно, что деньги на этом проекте никто не считает, их тратят направо и налево. Казахстанцев сокращают, могут уйти индусы, румыны и поляки, а итальянцы останутся…
Версии, конечно, могут показаться дикими, но такие разговоры свидетельствуют о напряжённости на рынке труда области.
ИСПЫТАНИЕ ЛЬДОМ
Тем временем ещё до начала добычи нефти самый дорогой проект в мире (по версии CNN Money, $116 млрд) сталкивается с серьёзными проблемами. Причём здесь вызов консорциуму бросает самый неподкупный оппонент – природа. На прошлой неделе из-за сильного восточного ветра при низкой температуре морской комплекс на мелководье оказался в ледяной блокаде (см. «АЖ» №51 от 20.12.2012 г. – «Острова на мели»). Из-за этого работники, чьи вахты закончились, не смогли попасть на материк, а на островах возникли проблемы с продовольствием (даже вводилось ограничение) и вывозом бытовых отходов. Работники, занятые на продовольственных складах Аджип ККО на суше, несколько дней без отдыха грузили продукты для доставки на острова вертолётами.
Ходят слухи об якобы имевших место в связи с этим забастовках работников компаний CAPE и Kentech, в которых участвовали до 300 человек. Комментарий по этому поводу мы безуспешно ждём от консорциума с прошлой недели.
СТАРЫМ СПИСКОМ ПО НОВЫМ КОНТРАКТАМ
Несмотря на эти трудности, управляющий директор NC Production Operations Company B.V. (NCPOC– совместное предприятие КМГ и Шелл, которое будет управлять эксплуатацией производства на всех последующих этапах) Ханс БАККЕР заявляет, что первая нефть пойдёт в объявленный срок:
– Мы дали обязательства правительству Казахстана начать добычу в середине июня будущего года. Но фактически добыча начнётся ранее – весной. Начав в марте 2013 года опытно-промышленную разработку, к июню мы планируем выйти на коммерческую добычу. В сутки она должна составить 75 тысяч баррелей нефти.
Что касается персонала, то недавно, в ходе торжественного открытия в Атырау нового офиса NCPOC «Риверсайд», г-н Баккер заявил, что компания трудоустроит 2,2 тысячи человек из числа сокращённых на Карабатане. Но на поверку всё сказанное оказалось не так красиво. В управлении занятости нас просветили, что рабочие места будут созданы за счёт перевода всего числящегося персонала Аджип ККО в NCPOC, но – по новым контрактам.
АФРИКАНСКАЯ ЗАКАЛКА
Ханс Баккер был назначен руководителем NCPOC в сентябре 2008 года переводом с поста руководителя Shell Габон – совместного предприятия Royal Dutch Shell Plc и правительства Габона (Африка). Любопытны обстоятельства его перевода. В марте 2008 года работа нефтяной компании была парализована 12-дневной забастовкой национального профсоюза работников нефтяной промышленности (ONEP). Профсоюз в то время объединял 4тысячи из 5 тысяч работников нефтяного сектора Габона.
Нефтяники вернулись на рабочие места лишь после переговоров главы государства Омара Бонго ОНДИМБЫ с лидерами профсоюзов.
Бастующие требовали отставки генерального директора Ханса Баккера и выдвигали ряд социальных требований. В итоге компания была вынуждена пойти навстречу бастующим в социальной сфере, потеряв более 30 млрд франков за 12 дней. Баккера тогда не отдали, но спустя несколько месяцев перевели в Казахстан.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА