Мы побеседовали с одним из представителей молодого поколения актеров межобластного драматического театра имени Махамбета Утемисова, любимцем местной публики Нурбеком СЪЕЗХАНОМ (на снимке).
– Нурбек, расскажите, как вы пришли в театр.
– Родом я из Акмолинской области. Окончил Казахскую национальную академию в Астане по специальности «Актёр театра и кино». Как-то во время своей поездки в столицу нас просмотрел тогдашний директор Атырауского казахского драматического театра Койшыгул ЖЫЛКЫШИЕВ. После этого я получил приглашение от областного управления культуры и был зачислен на работу в театр. Произошло это в августе 2008 года.
– Обеспечили ли вас как молодого специалиста жильём?
– Жильё обещали, но сроки не называли. Сейчас руководство театра арендует жильё для иногородних артистов, всячески помогает им. Но одну квартиру бывают вынуждены делить сразу несколько театральных работников. Вскоре после приезда в Атырау я обзавёлся семьёй. Моя супруга работает в нашем театре балетмейстером. Семейным, само собой понятно, сложнее жить «единым человечьим общежитьем», поэтому сейчас мы с супругой снимаем отдельную квартиру. Платим за аренду из своего кармана.
– В чём отличие нашего региона от других в плане восприятия театрального искусства?
– Не скрою, за все предыдущие 4года мы ни разу не видели на спектаклях акима области или других руководителей. Никто всерьёз не интересовался проблемами единственного в области театра, тем, как он выживает в столь непростое время. А обнадёживает то, что вот недавно наш театр посетил новый аким области, некоторые спектакли посмотрели и его заместители, познакомились с жизнью театра. Наверное, в дальнейшем можно надеяться на поддержку со стороны властей.
Что касается «простых зрителей»: по-моему, до сих пор есть такие горожане, которые не знают, что в городе есть театр. Есть и те, кто путает театр с филармонией. Чего греха таить, на многие спектакли почти силком загоняют студентов. Сейчас ситуация постепенно улучшается, зрители стали собираться. Но их ещё мало.
– Бывают ли аншлаги?
– Аншлаги случаются, хотя и крайне редко. Много зрителей ходит на комедию «Суперкелін». Бывает, даже спрашивают лишний билетик. Я тоже играю в этом спектакле. Народу много собирается на такие вещи. А вот классику многие не понимают, считают её сложной, трудной для восприятия. Но донести до зрителя всю прелесть классических произведений – в этом и заключается наша задача. Я считаю, что если мы не сумели заинтересовать людей, если зал полупуст, то в этом виноваты, прежде всего, мы – актеры. Надо уметь привлечь зрителя.
– Какие роли вы сыграли на сцене театра и о каких мечтаете?
– Я занят практически во всех спектаклях нашего театра и люблю все свои роли. А роль, к которой я подхожу с особой ответственностью, – это Эбен из драмы американского драматурга, лауреата Нобелевской премии Юджина О’ Нила «Любовь под вязами» в постановке известного режиссёра Асылбека ИХСАНА.
Образ психологически сложный, но мне такие нравятся.
– Получали ли вы награды за свою работу?
– Благодарственные письма, почётные грамоты получаю каждый год. Когда один из руководителей вручал мне почётную грамоту к 20-летию Независимости, я, шутя, сказал ему: «Сколько можно раздавать бумаги, могли бы уже и ключи вручить» (смеётся). Но сейчас сменилось руководство и в этом управлении.
– Знакомо ли вам состояние творческого кризиса?
– Спады в творчестве неизбежны, их просто надо пережить. Главное – любить свою работу. У меня вот недавно три дня было выходных, так не мог усидеть дома, всей душой рвался в театр. Есть репетиция или нет, всё равно прихожу сюда. Ни один мой день не обходится без театра, в театре я отдыхаю, театром я живу. Думаю, что я обрёл себя здесь.
– Насколько нам известно, в свободное от основной работы время вы выступаете на различных торжествах в качестве тамады.
– Да, это так. Потому что на актёрскую зарплату тяжело прожить в нашем весьма дорогом городе. Но главное для меня – мой любимый театр.
Нургуль ХАЙРУЛЛИНА