Голгофа ВТО
Президент Нурсултан Назарбаев поставил амбициозную задачу – страна должна наивозможно быстро войти в ВТО и занять кресло председателя ОБСЕ. К креслу нас подпустят, если Назарбаев сделает, что ему скажут. А вот ВТО – дело куда более серьезное.
Одними из главных условий вхождения страны в ВТО являются развитая энергетика и инфраструктура (железные и автомобильные дороги, работоспособные инженерные сети и т.д.). Кроме того, надо иметь современное оборудование на предприятиях, выпускающих промышленную, сельскохозяйственную и наукоёмкую продукцию. Всем этим стандартам Казахстан и близко не соответствует. Наши электростанции дышат на ладан, там работает в основном латанное-перелатанное оборудование, остро не хватает хороших автомобильных и железных дорог. В результате почти вся казахстанская продукция заведомо неконкурентоспособна даже на внутреннем рынке, не говоря о мировом. Слишком много тратится на её изготовление сырья и энергии, в том числе электрической.
Вот цитата из речи президента на саммите иностранных инвесторов, проходившем 6 июня в Атырау: «Энергетика должна расти на опережение запросов своих потребителей, чего у нас пока нет. В последние годы постоянный рост потребности в энергии удовлетворялся за счет имевшихся мощностей, доставшихся нам в наследство в начале 90-х. Если за 5 лет, начиная с 2002 года, потребление электричества выросло более чем на треть, то установленная мощность – всего на 3,5%. И теперь, когда резервы действующих станций практически исчерпаны, экономике, в том числе, промышленности предстоит работать в условиях ограниченных поставок энергии»
Новые энергетические мощности в Казахстане в скором времени вряд ли построят, поэтому власть хочет пойти по пути наименьшего сопротивления. Новый законопроект об энергосбережении предполагает применение ряда «хирургических» методов. Это поэтапное повышение тарифа на электроэнергию, введение дифференцированных тарифов с учётом времени суток и месторасположения потребителя, введение жёстких санкций за превышения лимитов по потреблению для юридических лиц. А уже в ближайшее время, буквально за 2-3 года страна столкнётся с колоссальным с энергодефицитом. Из истории мы помним, что большевики после окончания гражданской войны в первую очередь взяли курс на реализацию грандиозной госпрограммы ГОЭРЛО. Тем самым заложили прочный фундамент под развитие государства, чего не скажешь о суверенном Казахстане. Пока единственным выход из этой неприятной ситуации, предложенный президентом - стимулирование энергосбережения. Рецепты просты –пропаганда экономии энергии среди бытовых и промышленных потребителей; сокращение потерь в сетях. В некоторых регионах нормативные потери равны 20-22%, а коммерческие потери в среднем по стране составляют 7% от общего энергопотребления. Между тем во мире инвестиции в энергосбережение стало полноценной альтернативой строительству энергетических объектов. К чему это приведёт у нас, покажет жизнь.
Вперёд к ветрякам
Правительство предлагает в срочном порядке перейти в режим экономии электроэнергии за счёт повышения тарифов на электричество. В своём докладе на том же саммите министр энергетики и минеральных ресурсов Мынбаев сказал: «Основным стимулом энергосбережения являются, прежде всего, высокие тарифы на электроэнергию, но у нас они достаточно низкие. Цена на электроэнергию не подталкивает наших потребителей энергоресурсов к использованию энергосберегающих технологий». Но чтобы инвестор вложился в проекты, необходимо его уверенность в том, что тарифы будут расти только вверх. А пока государство, боясь инфляции, социального недовольства и экономического удара по малому бизнесу не идёт на решительные шаги. Самое сложное здесь найти баланс между регуляцией инфляции, привлечением инвестиций в электроэнергетику и максимальным сохранением механизма свободного ценообразования. И, конечно же, раскошелиться придётся государству - в противном случае ни в какое ВТО лезть не стоит. Пшыкнемся моментально.
Несомненно, следует ждать ужесточения нормативов энергопотребления в производстве на единицу продукции. Что касается использования нетрадиционных источников энергии (ветра, солнца, гидроэнергии, сжигания мусора и т.д.), то Министерство энергетики просчитало их прогнозные потенциалы. Так, наиболее значительным является потенциал энергии ветра (около 1,8 трлн. кВтч в год), потенциал гидроэнергии равен в 30 млрд. кВтч в год. Уже начаты работы по пилотному проекту строительства ветроэлектростанции в Джунгарских воротах мощностью 5 МВт с вводом в 2009 г. Так что бизнесменам стоит подумать о покупке собственных «ветряков», дабы восполнить в будущем недостающий энергодефицит.
Тимур КАЗИЕВ
7 августа 2008, 00:00