Атырау, 12 января 14:51
 ясноВ Атырау -2
$ 526.81
€ 542.72
₽ 5.16

Ледяное спокойствие NCOC

8 237 просмотров

В свете последних скандалов, связанных с игнорированием нефтяными компаниями экологических требований (см. «АЖ» №42 от 18.10.1012 г., «Тёмные воды из преисподней»), не устаю удивляться, как беззаботно иностранные и национальные менеджеры порой относятся к серьёзным вещам. Хотя подозреваю, что на самом деле они прекрасно осознают все слабые места в проектах, но как говорится, держат лицо.

 

«ЗИМОЙ ДАЖЕ ЛЕГЧЕ»

В январе этого года «АЖ» поднимал тему возможных нефтяных разливов на Кашагане в зимнее время («АЖ» №4 от 26.01.12 г., «Риски в разливе»). Напомним, атырауские нефтяники и экологи высказывают серьёзные опасения по поводу вероятного разлива в условиях Северного Каспия в тот период, когда территория месторождения покрыта толстым слоем льда. Тогда редакция не получила внятного ответа о действиях, которые предпримет консорциум NCOCв подобной ситуации. На прошедших в сентябре этого года общественных слушаниях NCOCпо Плану природоохранных мероприятий на 2013 год мы повторили наши вопросы представителям компании.

Ответ держал сотрудник «Аджип ККО» Марк ШЕПЕРТ:

Реагирование на нефтяной разлив в зимний период не сложнее, чем в тёплое время года. Более того, даже имеет свои преимущества, так как ареал загрязнения под слоем льда значительно меньше. Время реагирования также зависит от места происшествия. Соответствующее оборудование находится на каждом объекте – таким образом, мы значительно сокращаем время реагирования на разливы.

Мы не стали разделять оптимизм аджиповского менеджера и повторили запрос в NCOC с просьбой дать подробные ответы на вопросы: почему нефтяной разлив легче ликвидировать зимой? что предпримет компания, если нефть разольётся не на поверхности льда, а под ним? какой процент от разлитой нефти в этом случае осядет на дно?

 

«РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ»

Ответ пришёл полтора месяца спустя. NCOCзаверял, что разработал комплексный План по ликвидации аварийных разливов в условиях льда. План основан на 3 основных стратегиях, которые, по мнению оператора, включают самые лучшие способы, известные на сегодняшний день.

Первая – локализация и сбор нефти с использованием естественных разломов во льду на загрязненном участке и/или при необходимости – на участках с достаточной глубиной воды с использованием ледоколов для раскола ледяного покрова и сбора нефти.

Вторая – сжигание нефти, локализованной «разломами во льду». Данная методика будет использоваться только в случае необходимости и под руководством государственных органов.

Третья – оценка участка разлива, где нефть локализовалась подо льдом и осела на дно, а также (по мере таяния ледяного покрова) отслеживание поведения пятна и сбор нефти, как только она становится подвижной и доступной для сбора с применением специального оборудования.

Как уверяет консорциум, на сегодня он участвует «в новых революционных инициативах, направленных на усовершенствование вышеперечисленных методов для ликвидации разливов нефти в арктических/ледовых условиях».

Мнение местных экологов нам известно: лезть в Каспий нельзя! А с недавних пор к ним наконец стали прислушиваться в Астане. Дай бог, чтобы экологические «наезды» последнего времени не оказались на поверку очередным экономическим шантажом.

Что касается вышеперечисленных способов, по мнению руководителя НПО «Каспий Табигаты» Махамбета ХАКИМОВА, в зимнее время, тем более в условиях Северного Каспия, ни один из них неприменим или неэффективен.

 

БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ

Нам на глаза попался любопытный отчёт Всемирного фонда дикой природы (WWF) «Проблемы, связанные с ликвидацией последствий разливов нефти в арктических морях». Оговорюсь сразу, что рассмотренные в отчёте риски разливов нефти в Арктике интересуют нас применительно к Каспию лишь в зимнее время.

Итак, по словам координатора программы WWF России по экологической политике нефтегазового сектора Алексея КНИЖНИКОВА, ни один оператор, ведущий разработку нефтяного месторождения, не может на 100% гарантировать отсутствие разливов нефти.

Среди сложностей ликвидации разливов в Арктике в числе других отмечаются движущиеся льды, низкие температуры, ветры значительной скорости и штормы, которые увеличивают вероятность аварий, чреватых разливом нефти. Согласитесь, всё это можно отнести и к условиям Каспия.

Что до возможных последствий разливов, из отчёта следует, что в арктических (читай, и в наших зимних) условиях разлившаяся нефть сохраняется значительно дольше, так как её испарение идёт более медленно. Или же она может оказаться в ловушке во льду или подо льдом, став в результате труднодоступной для бактериального разложения. Так, нефть, попавшая в окружающую среду в результате аварии нефтяного танкера Exxon Valdez, который в 1989 году сел на мель в заливе Принца Уильяма, штат Аляска, оставалась там значительно дольше, чем по первоначальным прогнозам. В 2005 году было обнаружено, что нефть только слегка выветрилась в прибрежной полосе вдоль зоны нефтяного разлива. Остаточная нефть сохраняет свои токсичные свойства и остаётся биологически активной. А учёные прогнозируют, что такая приповерхностная нефть может оставаться в почве на протяжении десятилетий.

К отчёту прилагается фото ямки с нефтью на пострадавшем от загрязнения побережье, датированное 2001 годом. А ведь с момента аварии прошло 12 лет!

Остаточное влияние нефтяных разливов было отмечено и на полуострове Кейп-Код в штате Массачусетс, где недавние исследования, опубликованные Океанографическим институтом Вудс Хоул, показали, что нефть осталась в осадочном слое некоторых прибрежных маршей со времени нефтяного разлива в 1969 году.

 

ЧТО ТАМ МЕКСИКАНСКИЙ ЗАЛИВ!

По единодушному мнению «зелёных», в мире сегодня нет эффективных методов уборки нефтепродуктов во льдах. Последний опыт ликвидации аварии был у Норвегии. Но и там, используя самые современные методы, смогли собрать только половину разлившегося мазута.

Напомним, что осенью этого года российский Газпром отказался от добычи на нефтяной платформе «Приразломная», после того как последователи международной природоохранной организации «Гринпис Интернэшнл» в августе 2012 года предприняли попытку её захвата. Нефтегазовый гигант вынужден был признать, что безопасность буровой несовершенна и добыча нефти может быть опасной. Газпром стал последней компанией, которая приостановила планы по добыче нефти в Арктике. Ранее это сделали BP в море Баффина (Канада), Shell на Аляске, Cairn Energy у берегов Гренландии.

Что касается Казахстана, в феврале этого года министр охраны окружающей среды Нурлан КАППАРОВ заявил следующее:

Добыча на Кашагане начнётся в 2013 году, а подготовленности к разливам нефти нет. Если такой разлив произойдёт, то катастрофа может быть даже масштабней, чем в Мексиканском заливе.

Лаура СУЛЕЙМЕНОВА

22 ноября 2012, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.