КашаганВ преддверии большой нефти к Кашаганскому проекту приковано пристальное внимание. Всех волнуют сроки начала нефтедобычи, а операторы уже вложили в его реализацию более $30 млрд. Но как выясняется, объявленные сроки начала добычи вновь оказались под угрозой срыва. На этот раз – из-за грубейших нарушений экологического законодательства Казахстана.
ЯДОВИТЫЕ ЛАГУНЫ
Как нам стало известно, на наземном объекте Северо-Каспийского (Кашаганского) проекта – заводе «Болашак», на котором уже в скором времени должна перерабатываться до товарного состояния гремучая смесь неочищенных углеводородов с островов, не предусмотрены очистка, обезвреживание и утилизация сточных вод, 75% которых составляет пластовая вода.
Пластовая вода сопутствует добыче нефти и предельно насыщена ядовитыми веществами. А на Карабатане, где располагается завод «Болашак» (или Установка комплексной подготовки нефти и газа – УКПНиГ), весь её объём под видом жидких технологических отходов предполагается сливать в лагуны – на поля испарения, построенные компанией в степи.
Более того, на последних общественных слушаниях по Плану природоохранных мероприятий NCOCпредставитель Аджип ККО Игорь ЛУКАШОВ сообщил, что для ускорения испарения вода будет распыляться в воздухе специальными установками.
Считай, что в летний период все ядовитые соединения будут поступать в атмосферу. А в дальнейшем в результате их кристаллизации и образования солесодержащего шлама ветром вредные компоненты разнесёт по близлежащим районам.
ЗАКАЧКА, ОТЛОЖЕННАЯ НА ПОТОМ
Между тем в 2008 году компания «Аджип ККО» уже получала положительное заключение госэкспертизы на строительство Площадки размещения жидких технологических отходов (далее ПРЖТО) – в рамках Проекта обустройства объектов опытно-промышленной разработки (ОПР) месторождения Кашаган.
Но дело в том, что изначально этим проектом предусматривалась закачка пластовой воды в подземный пласт.
Так, согласно заключению государственной экологической экспертизы, выданному МООС РК от 10 ноября 2007 года, Аджип ККО в соответствии с Программой утилизации сточных вод, образующихся при эксплуатации УКПНиГ «Болашак», предусмотрел внедрение системы закачки воды в подземные горизонты не позднее 2-го квартала 2009 года.
Затем этот срок был перенесён на 4-й квартал 2010 года.
Однако, в июне этого года ТОО «Казэкопроект» отписал, что вопрос закачки пластовых вод в подземные горизонты находится на стадии разработки: проводятся сейсмические работы, обработка данных. И самый важный момент: в случае положительных результатов Проект по закачке воды в подземные горизонты будет реализован через 2- 3 года. Тогда как первую нефть Кашагана, напомним, собираются получить уже в марте следующего года.
СХИТРИЛИ – ПРОКАТИЛО
Интересный нюанс: в 2011 году под видом корректировки Аджип ККО пытался придать ПРЖТО статус накопителя опасных отходов и в дальнейшем рассматривать его как объект для размещения жидких технологических отходов с последующей возможностью их закачки в подземные горизонты.
Комитет экологического регулирования и контроля МООС РК ему отказал. А в своём отрицательном заключении указал, что не допускается сброс пластовой воды на поля испарения, и если вода имеет высокое содержание сероводорода, то она должна обрабатываться и содержаться в герметичных емкостях.
Ничего этого по сей день на «Болашаке» не предусмотрено. Во время пресс-тура на «Болашак» в прошлую пятницу менеджер проекта Лука МОРИ в ответ на заданный нами вопрос о способе утилизации нефтесодержащей воды, показал одну из установок. Якобы именно на ней очищаются сточные воды, которые потом отправляются на поля испарения. Тут надо уточнить, что речь идёт не о пластовой воде, а именно о сточной с самого завода.
Лагуны в Мангистауской областиПРО ОБОРОТКУ ВООБЩЕ ЗАБЫЛИ
Среди других серьёзных претензий Комитета МООС к представленному проекту – отсутствие оборотного водоснабжения. По проекту, из ежедневно поступающих на «Болашак» 16 849 м3воды на ПРЖТО ежедневно отводится 15 429 м3. За год водопотребление составляет 2,6 млн м3 в год, которые полностью сливаются в лагуны без повторного использования. Хотя в ранее представленном проекте Аджип ККО предусматривал повторное использование более 70% забираемой воды.
Кстати, закон на этот счёт имеет однозначное требование: согласно пункту 2 статьи 103 Водного кодекса РК, промышленные организации обязаны иметь оборотное водоснабжение.
Тем более что единственным источником водоснабжения объектов «Болашака» является магистральный водовод Астрахань – Мангышлак, введённый в эксплуатацию ещё в 1987 году. И проектирование «Болашака» без системы оборотного водоснабжения в условиях нарастающего водного дефицита делает его полностью зависимым от этой магистрали. Кстати, это актуально для всех нефтегазовых проектов в Атырауской области, сидящих на этой же трубе.
Кроме того, эти сточные воды «Болашака» содержат ядовитые вещества в концентрации, превышающей предельно допустимые нормы. В частности, по взвешенным веществам – в 17 раз, минерализации – в 13 раз, по метанолу в 815 раз, по сероводороду – в 1 366 и нефтепродуктам – в 34 раза.
Разумеется, заниматься изучением вредных экологических и медицинских последствий слива ядовитых вод в лагуны заказчик и не собирался.
МООС НАКОНЕЦ СКАЗАЛ «НЕТ»
По нашей информации, в сентябре этого года государственная экологическая экспертиза при Департаменте экологии по Атырауской области на основании перечисленных фактов отказала в согласовании представленного Проекта нормативов предельно-допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ, поступающих в накопительные секции ПРЖТО с очищенными сточными водами УКПНиГ «Болашак» на 2012-2014 гг.
Начальник областного департамента экологии по Атырауской области Ербол КУАНОВ (на снимке) подтвердил этот факт.
- Как стало возможным, что об этих серьёзных нарушениях мы узнали лишь накануне запуска гигантского проекта? Почему компания, прекрасно осознавая последствия, до сих пор не приступила к строительству очистных сооружений, резервуаров для хранения воды? Ведь сегодня есть и успешно применяются в нефтегазовой промышленности экологичные технологии и сооружения, позволяющие эффективно очищать пластовые и сточные воды?
- Потому что никто этого не требовал. А я, после того как узнал об этом, по приказу министра охраны окружающей среды выступил инициатором создания Экспертного совета при Департаменте экологии. Этим Советом и был рассмотрен проект компании «Аджип ККО» по ПРЖТО и дано отрицательное заключение.
- Что теперь должен предпринять Аджип ККО, чтобы успеть до начала добычи нефти?
- Компания «Аджип ККО» за этот короткий срок планирует построить очистные сооружения, модульные и стационарные, соответствующие всем международным требованиями в данной отрасли.
ТОРГ НЕУМЕСТЕН
Итак, поверим на слово, что к моменту пуска «Болашака» «за короткий срок» предварительная очистка пластовой воды будет налажена, а там, через 2-3 года, эти самые опасные воды начнут закачивать в пласт. Счастливый конец? Казалось бы, да. Если бы не наплевательское отношение и всяких аджипов, и министерства экологии к здоровью людей. Столько лет кашаганский проект находился под пристальным, казалось бы, вниманием природоохранного ведомства, а грубейшее нарушение решили исправить только сейчас. В Аджипе тоже прекрасно знали о серьёзнейшей опасности слива пластовых вод на поля испарения, но столько лет пытались смошенничать, сэкономив на очистке.
Очевидно, и наши чиновники, и иностранные инвесторы при этом хорошо понимали друг друга и правила игры. Мы не знаем, что выяснится завтра: может быть, трубы нефтепровода от островов до «Болашака» не того диаметра и не выдержат нагрузки, морозов или агрессии примесей, может быть, упомянутые Куановым очистные сооружения на «Болашаке» окажутся самыми дешевыми, не способными полностью очистить пластовые воды?
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото автора