
Трое исполнителей уже полтора года томятся за решёткой, а вот организатор все это время числился в международном розыске и попался только весной 2025-го. На днях ему вынесли приговор.
История началась еще в сентябре 2023 года: в аэропорту Атырау при досмотре багажа в трёх чемоданах нашли 28 живых балобанов, занесённых в Красную книгу. Птицы были связаны, уложены и подготовлены к транспортировке как обычный багаж.
Исполнителями оказались некие Османов Э., Дощанов Ж. и Алхусейни А. Именно в их чемоданах обнаружили птиц, а самих перевозчиков водворили в ИВС. Уже во время следствия они дали признательные показания и сразу же выдали следствию организатора, называя его Абдуллой. При опознании выяснилось, что его настоящее имя Сабел Махмуд Дея, 55-летний гражданин Сирии.
Уже в суде соучастники стали отказываться от своих слов. Однако суд признал достоверными их первоначальные показания, данные в ходе досудебного расследования.
В августе 2024 года троих исполнителей приговорили к семи с половиной годам лишения свободы с пятилетним запретом заниматься деятельностью, связанной с редкими животными. Приговор прошёл апелляцию, Верховный Суд и остался без изменения.
Сам Абдулла-Сабел на тот момент находился вне доступа следствия. В январе 24-го его объявили в международный розыск, а задержали только 9 апреля 25-го. На момент задержания он проживал в Актау.
В суде Сабел вину не признал и давать показания отказался наотрез, попросив лишь полностью его оправдать. Кстати, выяснилась ещё одна деталь: в 2013 году в Актюбинской области Сабел уже был осуждён за подобное преступление с редкими видами птиц. Суд учёл это как подтверждение того, что он понимал запрет и действовал умышленно.

На этот раз государство оценило ущерб почти в 101 миллион тенге — примерно 3,6 миллиона за одного балобана. Однако эти деньги взыскивать с сирийца не стали, потому как все 28 птиц были живы и находились в хорошем состоянии.
Еще бы! Полуживых балобанов вряд ли бы кто-то купил, будь они не товарными.
Кстати, это культовая птица не только для нашей страны таковая, но и для стран Ближнего Востока, где соколиная охота считается традицией и признаком статуса. На аукционах охотничьи соколы-балобаны могут стоить десятки тысяч долларов. Именно этот спрос годами подпитывает нелегальный вылов в странах ареала, включая Казахстан.
Поэтому важно было, чтобы для последующей продажи птицы должны были быть без повреждений и пригодны к охоте. За ними хорошо ухаживали. При обысках в частных домах в микрорайонах Оркен и Нурсая изъяли все необходимое для того, чтобы птицы вели себя не только спокойно, но и были здоровы: коробки с вентиляционными отверстиями, лекарственные препараты для подавления свободолюбивого птичьего нрава, шприцы, ленты для связывания крыльев, колпаки для глаз и прочее необходимое для жизнедеятельности хищных пернатых в неволе.
…Суд назначил контрабандисту семь с половиной лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении минимальной безопасности и пятилетний запрет на деятельность, связанную с редкими видами животных.
Ну а птиц после реабилитации выпустили, и они снова парят над степными просторами Атырауской области.
Анастасия ШЕРСТЯНКИНА
В Атырау -10