
Министерство транспорта Республики Казахстан опубликовало промежуточное сообщение о ходе расследования авиационного происшествия с воздушным судном Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, произошедшего 25 декабря 2024 года вблизи Актау.
Документ подготовлен Комиссией по расследованию авиационного происшествия в соответствии с требованиями Приложения 13 Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и национальных правил расследования авиационных происшествий. Сообщение выпущено к годовщине трагедии и размещено на официальном сайте Минтранса РК.
Самолет Embraer 190 с бортовым номером 4K-AZ65 выполнял пассажирский рейс J2-8243 по маршруту Баку – Грозный. В результате катастрофы погибли 38 человек, в том числе три члена экипажа. Еще 29 пассажиров получили телесные повреждения различной степени тяжести.
Комиссия была назначена приказом исполняющего обязанности министра транспорта РК 26 декабря 2024 года и продолжает работу по установлению причин и факторов, способствовавших авиационному происшествию. В расследовании принимают участие уполномоченные представители Азербайджана, России и Бразилии, а также наблюдатель от ИКАО. Предварительный отчет по делу был опубликован 4 февраля 2025 года.
В Минтрансе подчеркнули, что в соответствии с Приложением 13 ИКАО целью расследования является исключительно предотвращение подобных авиационных происшествий в будущем. Установление вины или ответственности конкретных лиц не входит в задачи комиссии. При этом параллельно проводится отдельное уголовное расследование правоохранительными органами Республики Казахстан, которое осуществляется независимо от технического расследования.
На текущий момент комиссией собран и проанализирован значительный массив фактических данных, включая сведения об экипаже, диспетчерских службах, метеоусловиях, техническом обслуживании воздушного судна, а также документацию, связанную с подготовкой и выполнением полета.
Проведена расшифровка бортовых самописцев: регистратора полетных данных (FDR) и речевого самописца кабины экипажа (CVR). Также выполнен детальный осмотр места происшествия с фото- и видеофиксацией, сбором и вывозом фрагментов воздушного судна.
В рамках расследования проведены комплексные экспертизы посторонних металлических предметов, обнаруженных на месте катастрофы. Следов взрывчатых веществ выявлено не было, повреждения кислородных баллонов не носили признаков взрыва. Вместе с тем, по данным комиссии, повреждения воздушного судна предположительно могли быть вызваны поражающими элементами боевой части, однако их происхождение установить не удалось.
Кроме того, установлены повреждения трубки гидравлической системы №2, которые, по результатам трасологической экспертизы, могли быть вызваны воздействием твердых металлических фрагментов, изготовленных из сплава на основе железа.
Продолжается работа по извлечению данных из кассеты Центрального компьютера технического обслуживания, поврежденной в результате термического воздействия. Для этого Комиссия ведет переговоры с уполномоченными представителями США о проведении исследований на базе производителя карты памяти. Анализ данных GPS-модулей авионики уже завершен и находится на стадии обработки.
В рамках расследования сформированы две рабочие группы: одна занимается анализом оценки рисков при выполнении полетов над зонами конфликтов и взаимодействия гражданского и военного секторов, другая — реконструкцией элементов гидравлической системы. Работы по выкладке системы завершены, проводится анализ полученных данных.
В Минтрансе отметили, что окончательные сроки завершения расследования будут зависеть от завершения всех экспертиз и исследований. Выводы о причинах происшествия, возможных способствующих факторах, а также рекомендации по повышению безопасности полетов будут представлены в итоговом отчете, который будет опубликован на сайте Министерства транспорта Республики Казахстан.
В Атырау -10