
Национальный перевозчик «Қазақстан темір жолы» ввёл конвенционный запрет на приём грузов через межгосударственный стыковой пункт (МГСП) Сарыагаш, являющийся ключевым маршрутом экспорта казахстанского зерна в Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Афганистан. Что примечательно: ограничения распространяются только на казахстанских экспортёров, но не касаются транзитных поставок из России и Узбекистана. И это не первый такой случай, пишет телеграм-канал Нефть и газ Казахстана.
В результате:
• иностранные поставщики занимают традиционные рынки Казахстана;
• производители платят штрафы за простой вагонов и теряют покупателей;
• бюджет недополучает налоги.
Ситуация выходит за рамки аграрного сектора. То, что происходит с зерном – индикатор уязвимости всей экспортной логистики Казахстана. Сегодня нацкомпания вводит для отечественных экспортёров ограничение на зерновые, где гарантия, что завтра в зоне риска не окажутся поставки ГСМ, где зависимость от железной дороги ещё выше?
Тут важно понимать: любой длительный конвенционный запрет автоматически открывает «окно возможности» для конкурентов, которые готовы оперативно занять рыночные ниши. Тем более такой сильный конкурент, как российская нефтеперерабатывающая отрасль. Ведь транспортное плечо к соседям по Центральной Азии любого казахстанского экспортного товара, будь то зерно или нефтепродукты, имеет одни и те же узкие места: стыковые станции, лимит по пропускной способности, ручные запреты и ограничения.
В Атырау -1