Атырау, 5 декабря 07:07
 ясноВ Атырау +1
$ 499.65
€ 582.89
₽ 6.47

Россия отказалась от идеи проложить железную дорогу в Китай в обход Казахстана

13 089 просмотров

Российское правительство приняло решение отказаться от реализации проекта Северо‑Сибирской железнодорожной магистрали (Севсиб), которая должна была связать Нижневартовск с китайским Урумчи, сообщает Коммерсантъ

Основной причиной стала чрезмерно высокая стоимость строительства — около 50 трлн рублей.

Почему проект признали нецелесообразным

Согласно информации, опубликованной «Коммерсантом», отказ от строительства обусловлен следующими факторами:

  • Экстремальная дороговизна. Затраты оцениваются в 50 трлн рублей из‑за сложных геологических условий, включая зоны вечной мерзлоты.

  • Сокращение инвестпрограммы РЖД. В 2026 году финансирование железнодорожной отрасли не превысит 1 трлн рублей, что делает реализацию столь масштабного проекта невозможной.

Что предполагал проект

Севсиб задумывался как стратегический транспортный коридор, который:

  • разгрузил бы Восточный полигон — ключевую артерию для экспорта российского сырья в Китай и другие азиатские страны;

  • соединил Транссиб с Северным морским путём (СМП);

  • обеспечил экспорт угля из Кузбасса и других сибирских регионов.

Проект включал два ключевых участка:

  1. Нижневартовск — Белый Яр — Усть‑Илимск (около 2 000 км), включённый ещё в стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2023 года.

  2. Таштагол — Урумчи — новый маршрут в Китай через 55‑километровый западный участок границы на Алтае (между Казахстаном и Монголией). Для преодоления сложного рельефа планировалось построить два тоннеля — российский и китайский.

Другие замороженные проекты

Севсиб — не единственный железнодорожный проект, отложенный из‑за финансовых ограничений. В 2023 году Минтранс объявил о переносе сроков строительства Северного широтного хода на 2027–2031 годы. Стоимость этого проекта оценивалась в 730 млрд рублей. Магистраль протяжённостью 700 км должна была соединить Северную и Свердловскую железные дороги с Салехардом и Надымом.

Перспективы

Эксперты подчёркивают стратегическую важность Севсиба. По словам президента Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павла Иванкина, без этой магистрали невозможно привлечь на Севморпуть значительную грузовую базу из Кузбасса, Хакасии и Урала. Однако в текущих экономических условиях начало работ в ближайшие годы маловероятно.

При этом оценка стоимости в 50 трлн рублей считается экспертами «адекватной» с учётом сложных природных условий. Более точная цифра может быть определена после завершения проектно‑изыскательных работ, но не исключено, что итоговая сумма окажется ещё выше.

3 декабря, 16:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.