
Российское правительство приняло решение отказаться от реализации проекта Северо‑Сибирской железнодорожной магистрали (Севсиб), которая должна была связать Нижневартовск с китайским Урумчи, сообщает Коммерсантъ
Основной причиной стала чрезмерно высокая стоимость строительства — около 50 трлн рублей.
Почему проект признали нецелесообразным
Согласно информации, опубликованной «Коммерсантом», отказ от строительства обусловлен следующими факторами:
Экстремальная дороговизна. Затраты оцениваются в 50 трлн рублей из‑за сложных геологических условий, включая зоны вечной мерзлоты.
Сокращение инвестпрограммы РЖД. В 2026 году финансирование железнодорожной отрасли не превысит 1 трлн рублей, что делает реализацию столь масштабного проекта невозможной.
Что предполагал проект
Севсиб задумывался как стратегический транспортный коридор, который:
разгрузил бы Восточный полигон — ключевую артерию для экспорта российского сырья в Китай и другие азиатские страны;
соединил Транссиб с Северным морским путём (СМП);
обеспечил экспорт угля из Кузбасса и других сибирских регионов.
Проект включал два ключевых участка:
Нижневартовск — Белый Яр — Усть‑Илимск (около 2 000 км), включённый ещё в стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2023 года.
Таштагол — Урумчи — новый маршрут в Китай через 55‑километровый западный участок границы на Алтае (между Казахстаном и Монголией). Для преодоления сложного рельефа планировалось построить два тоннеля — российский и китайский.

Другие замороженные проекты
Севсиб — не единственный железнодорожный проект, отложенный из‑за финансовых ограничений. В 2023 году Минтранс объявил о переносе сроков строительства Северного широтного хода на 2027–2031 годы. Стоимость этого проекта оценивалась в 730 млрд рублей. Магистраль протяжённостью 700 км должна была соединить Северную и Свердловскую железные дороги с Салехардом и Надымом.
Перспективы
Эксперты подчёркивают стратегическую важность Севсиба. По словам президента Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павла Иванкина, без этой магистрали невозможно привлечь на Севморпуть значительную грузовую базу из Кузбасса, Хакасии и Урала. Однако в текущих экономических условиях начало работ в ближайшие годы маловероятно.
При этом оценка стоимости в 50 трлн рублей считается экспертами «адекватной» с учётом сложных природных условий. Более точная цифра может быть определена после завершения проектно‑изыскательных работ, но не исключено, что итоговая сумма окажется ещё выше.
В Атырау +1