
Глава государства Касым‑Жомарт Токаев провёл совещание, посвящённое развитию региональных грузовых авиахабов.
Президент обозначил это направление как одно из приоритетных для совершенствования транспортно‑транзитной системы страны.
Стратегическая значимость авиахабов
Президент подчеркнул растущую глобальную конкуренцию за транзитные потоки и отметил:
сегодня основная доля грузоперевозок через Казахстан приходится на автомобильный и железнодорожный транспорт;
по прогнозам, объём грузовых авиаперевозок (air cargo) будет ежегодно увеличиваться;
к 2040 году 20 % грузовых авиаперевозок по маршруту «Азия — Европа» будут осуществляться воздушным путём.
Токаев поставил задачу сформировать мультимодальный логистический каркас, объединяющий все виды транспорта — железнодорожный, автомобильный и воздушный.
Использование географического потенциала
Обращая внимание на выгодное расположение страны, Президент отметил:
«Казахстан находится на пересечении основных воздушных коридоров между Европой и Азией. Мы должны максимально эффективно и рационально использовать эти возможности».
Он предупредил: без решительных действий Казахстан рискует упустить транзитный потенциал на фоне усиливающейся конкуренции в Центральной Азии и на Южном Кавказе.
Задачи по развитию авиахабов
Касым‑Жомарт Токаев определил первоочередные меры:
Определить конкурентные преимущества каждого аэропорта и переформатировать рабочие процессы.
Развивать инфраструктуру для полноценной обработки и консолидации грузов (сейчас транзитный карго‑трафик ограничен дозаправкой и техническими стоянками).
Оптимизировать работу специальных экономических зон, адаптировав льготные условия под специализацию каждого хаба.
Критика и поручения Правительству
Президент выразил недовольство работой профильных министерств, затягивающих решение отраслевых проблем, и дал ряд конкретных поручений:
Пересмотреть тарифную политику аэропортовых услуг: сдержать износ инфраструктуры без резкого роста цен, внедрить принцип «тариф в обмен на инвестиции».
Улучшить деловой климат: внимательно учитывать интересы инвесторов.
Снизить бюрократическую нагрузку: упростить процедуры отбора компаний (в том числе через конкурсы) и снять ограничения по срокам действия договоров на неавиационные услуги в аэропортах.
Глава государства потребовал от Правительства оперативно приступить к реализации поставленных задач, подчеркнув, что создание благоприятного делового климата — стратегическая цель развития отрасли.
В Атырау +1