Атырау, 5 декабря 07:36
 облачноВ Атырау +4
$ 499.65
€ 582.89
₽ 6.47

Сокращение сёл и новые города: что ждёт административное деление Казахстана

4 542 просмотра

Общественный фонд «Международный институт социологии и политики» провел в Алматы круглый стол, посвященный процессу изменения административно-территориального устройства Казахстана. Это девятый из серии круглых столов, посвященных поворотным точкам в истории независимого Казахстана, которые проводились в течение 2025 года.

Приветственное слово произнес и модерировал круглый стол заместитель директора фонда Марат Шибутов. В работе круглого стола приняли участие политологи Виталий Колточник, Эдуард Полетаев, Антон Морозов,  Алмас Аубекеров, Елена Дмитриева, Лилия Маньшина, известные журналисты Джанибек Сулеев и Кенжебай Тогубаев, социолог Айнур Бакытжанова.

Презентация Марата Шибутова, который делал основной доклад, была посвящена административно-территориальному делению Республики Казахстан, его трендам и динамике с момента перехода от советской системы к казахстанской. В презентации рассматриваются законодательные основы, значение административного деления, общая динамика изменений административно-территориальных единиц и населенных пунктов, а также ключевые события реформ и выводы.

В презентации отмечается, что после распада Советского Союза Казахстан самостоятельно решал вопросы административно-территориального деления и ономастики, включая переход ряда административных границ в статус государственных. Особое внимание уделено передаче закрытых военных и научных населенных пунктов под юрисдикцию Казахстана и отмене их особого статуса, примерами являются Курчатов, Приозерск, Степногорск. Город Ленинск утратил республиканский статус, переименован в Байконур и передан в аренду России.

Основной регулирующий административно-территориальное деление страны закон «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан» был принят 8 декабря 1993 года и состоит из четырёх разделов, регулирующих общие положения, полномочия республиканских и местных органов и документационное обеспечение. Этот закон является одним из самых стабильных в казахстанском законодательстве: за 31 год он изменился всего 18 раз, не имеет подзаконных актов и сохраняет своё действие, несмотря на принятие Конституции 1995 года.

Подчёркивается значение административно-территориального деления, как в прямом, так и косвенном смыслах, влияющее на управление, экономику и социальную структуру страны. Анализируется динамика количества областей, районов и городов с начала 1990-х годов до 2025 года. За этот период произошли значительные изменения: к примеру, в 1997 году было проведено объединение областей, уменьшившее их число с 19 до 14, в ходе чего были упразднены Тургайская, Талдыкорганская, Кокшетауская, Семипалатинская, Жезказганская области с присоединением территорий к соседним регионам, также произошло сокращение числа районов на 56 единиц и изменение статуса городов.

В 2000-х произошло несколько важных изменений: переезд административного центра Алматинской области из Алматы в Талдыкорган (2001 год), добавление новых районов в 2004 году, переименование города Семипалатинска в Семей (2007 год) и существенное сокращение числа поселков.

Между 2008 и 2021 годами создавались новые районы в крупных городах, происходили административные изменения в Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях, а также получал статус города республиканского значения Шымкент. В 2022 году проведена крупная реформа с образованием новых областей (Абай, Жетісу, Ұлытау) и переносом административных центров. В последующие годы продолжалась детализация районов и изменение статусов населенных пунктов.

Тенденции показывают, что количество областей сократилось с 19 до 14, а затем выросло до 17; количество городов изменялось в пределах 83-90; районов сначала сократилось с 217 до 160, а потом выросло до 195. Значительно уменьшилось число поселков и сёл, что отражает урбанизацию и смену административного статуса некоторых населенных пунктов.

По результатам переписи 2021 года выявлено, что у ряда городов и поселков численность населения не соответствует их административному статусу, что ставит вопрос о пересмотре статусов. В стране имеются малочисленные сёла, которые по стандартам следует ликвидировать, а также крупные деревни, которые могли бы получить статус городов.

Таким образом, презентация даёт полный обзор административно-территориальных преобразований Казахстана за последние три десятилетия, демонстрируя эволюцию законодательства, реорганизацию регионов, адаптацию к новым реалиям и планомерную работу по оптимизации системы управления территорией страны

Презентация Лилии Маньшиной «Административно-территориальные реформы: опыт разных стран» раскрывает современные трансформации в административном устройстве на примере Кыргызстана, Узбекистана, Армении, Японии и Эстонии.

В Кыргызстане (реформа 2022–2025 годов) проведена масштабная укрупнительная реформа сельских округов с целью устранения раздробленности, повышения финансовой устойчивости местного самоуправления и оптимизации расходов. Уменьшено количество айыл окмоту с 452 до около 230, что позволило сэкономить примерно 1 млрд сомов, создать муниципальные предприятия и расширить полномочия администраций. Однако возникают проблемы с дублированием названий улиц, несогласованностью кадастров и адаптацией кадров.

В Узбекистане реформа 2017–2025 гг. была продиктована быстрым ростом населения Ташкента и необходимостью децентрализации управления. Создан новый административный район Янгиҳаёт, введена цифровая кадастровая система (портал GAT), улучшено территориальное планирование, однако сохраняются трудности с инженерной инфраструктурой и информированием населения.

Армения с 2015 по 2022 годы реализовала реформу укрупнения общин (хамайнаков) для повышения финансовой устойчивости и качества услуг. Количество административных единиц сократилось в 13 раз — с 915 до 71, что позволило создать единые бюджеты и профессиональные администрации, однако остается проблема удаленности административных центров и неравномерного развития регионов.

Япония провела крупнейшую в своей истории реформу укрупнения муниципалитетов в период 1999–2010 гг., сократив их число с 3 232 до 1 727. Реформа была стимулирована финансовыми субсидиями и направлена на улучшение качества услуг, оптимизацию инфраструктуры и повышение финансовой устойчивости. Минусом стал спад гражданского участия, потеря локальной идентичности в сельских регионах и увеличение административных расходов в некоторых случаях.

В Эстонии реформа 2016 года была направлена на повышение профессионализма и устойчивости местного самоуправления через укрупнение муниципалитетов с минимальным населением 5 000 человек. Количество муниципалитетов сократилось с 213 до 79, что улучшило качество услуг и кооперацию между муниципалитетами, однако вызвало сопротивление части населения и осложнило доступность услуг в отдалённых регионах.

Общий вывод презентации — мировая тенденция к укрупнению административных единиц и усилению местного самоуправления при сохранении единого государственного строя. Главные задачи — повысить управляемость, финансовую устойчивость и качество услуг, сократить дублирование функций и расходы. Эффективность реформ зависит от комплексного перераспределения ресурсов, полномочий и ответственности между центральной и местной властью. При этом реформы вызывают неоднозначные реакции из-за изменения локальной идентичности и сложностей адаптации населения и кадров.

Презентация демонстрирует разнообразие подходов и экономических, социальных и административных вызовов, с которыми сталкиваются страны при модернизации административно-территориального устройства в контексте современных тенденций децентрализации и цифровизации.

В течение обоих докладов присутствующие задавали докладчикам многочисленные вопросы по теме презентаций, а затем после окончания докладов обсуждали развитие регионов, трансформацию сел в города, распределение трансфертов между уровнями бюджета.

24 ноября, 22:27

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.