
Убийство Яны Легкодимовой в Атырау, приговор по которому был вынесен на днях, потрясло страну не только из-за юного возраста жертвы. Казахстанцев шокировало поведение обвиняемых — их абсолютное равнодушие, циничные комментарии и вызывающее поведение в суде. Многие задавались вопросом: как такие люди вообще могли жить рядом с нами? Поднимает тему юрист и блогер Ержан Есимханов на своей странице в Фейсбук.
"Убийство Яны Легкодимовой, которое произошло в Атырау и по которому на днях вынесли приговор, потрясло всю страну не только потому, что погибла совсем юная девушка. Больше всего потрясал бескрайний цинизм убийц. Полное равнодушие к жертве и процессу. Совершенно нечеловеческое обсуждение деталей. Наглое поведение на суде. Эти двое как будто не понимали, что сделали. Как будто какие-то основные человеческие функции в них были отключены.
И весь Казахстан в эти дни задавался простым вопросом – как так вообще получилось, что такие люди ходили рядом с нами?
И кажется мне, что я знаю ответ на этот вопрос. Тут, на самом деле, нет ничего сложного. Более того – есть ощущение, что как раз таких рядом с нами еще немало. Потому что буквально в прошлом году мы все наблюдали еще одного точно такого же персонажа. Звали его… Куандык Бишимбаев.
Детали убийств Яны Легкодимовой и Салтанат Нукеновой ведь совпадают, как две капли воды. Нечеловеческая жестокость в процессе. Полное равнодушие к судьбе жертвы и попытка скрыть улики. Запредельная наглость в ходе суда и общее ощущение, что у человека выключены какие-то человеческие функции, которые должны быть у всех.
Один такой человек может появиться случайно. Трое – уже тенденция. И совсем нетрудно понять, откуда такие люди берутся. Самое страшное, что их не воспитывают как убийц и насильников, не внушают им, что можно творить нечеловеческие вещи и что мораль не имеет значения. Они растут во вполне нормальных семьях. Просто во многих – не во всех, но во многих – семьях в Казахстане очень любят воспитывать мужчин определенным образом.
Первая особенность такого воспитания – отношение к мальчику как к богу. У нас в очень многих семьях сын становится центром вселенной. Мать, сестры – все работают на него. Каждое его действие становится предметом восхищения. Ему все прощается просто потому, что он мальчик. Все лучшие вещи – ему, все внимание на семейных мероприятиях – ему. Он – надежда семьи, с ним связаны все ожидания, семья создает ему лучшие возможности. От него не ожидают заботы, не учат таким элементарным вещам, как открыть дверь перед девушкой, или помочь ей донести тяжелую сумку. В такой ситуации очень сложно сформировать в человеке адекватное отношение к реальности.
Вторая особенность вытекает из первой. Потому что, когда будущего мужчину воспитывают так, как будто он существо первого сорта – женщина автоматически становится существом второго. Мужчина начинает думать, что функция женщины – делать так, чтобы он был доволен. Ну и детей рожать еще, желательно тоже мальчиков. Дочерей в такой культуре мало кто носит на руках, как делают правильные отцы – зачем это делать, если она все равно уйдет в другую семью? Функция дочери в таких семьях – работать по хозяйству, и желательно не создавать проблем. Этим займутся как раз мальчики.
И отсюда вытекает уже третья особенность – отношение к проблемам и ответственность за них. У нас ведь принято любыми средствами вытаскивать детей из проблем. И неважно, что эти дети натворили – сбили кого-то машиной, убили, изнасиловали. У нас логика такая – надо вытащить, отмазать, спрятать, потом сами разберемся. Но проблема в том, что это вот «сами разберемся» не наступает никогда.
Ни по одному из резонансных дел за последнее десятилетие я не видел ситуации, чтобы отец встал и честно признал – да, мы виноваты, воспитали урода. Да, пусть наказывают по закону. Вместо этого будут любые ухищрения, любое вранье, любое давление на жалость. Ведь даже в процессе Яны родители убийц придумывали что угодно, чтобы смягчить наказание для своих детей.
И вот такое отношение к ответственности, к тому, что мужчина вроде как должен отвечать за свои действия, но если поплакать в колени папе и маме, то вроде как не очень должен – иногда порождает мужчин, которые творят все, что угодно, в полной уверенности, что ничего им за это не будет, и они потом пойдут пиво пить. Просто потому, что такие вот они замечательные ребята.
Не спорю, нормальных, ответственных семей много. Но и таких, о которых я написал, тоже много. Именно из таких и вырастают потом великовозрастные ублюдки, со слезами на глазах умоляющие суд пощадить их, потому что они молодые и им пожить хочется.
Это важно понимать, чтобы таких случаев было меньше. В нормальных семьях больше спрашивают с мужчины просто потому, что он мужчина. И мужчиной человек становится не тогда, когда отращивает бороду и половые признаки, а в тот момент, когда начинает нести ответственность за свои действия и слова. Это может произойти в пять лет, а может не произойти никогда. И во втором случае жаловаться можно будет только на себя".
В Атырау +4