
Китай ужесточает правила вывоза автомобилей за рубеж, что может серьёзно ударить по казахстанскому рынку, где значительная часть электромобилей и гибридов поступает через параллельный импорт, сообщает Lada.kz.
Согласно новым правилам, автомобиль можно отправить за пределы Китая только после того, как он пробыл в стране не менее 180 дней с момента покупки.
Если машина зарегистрирована менее чем полгода назад, её не выпустят без официального подтверждения производителя о прохождении послепродажного обслуживания.
Эти меры направлены на пресечение схем, когда новые авто оформлялись как подержанные, чтобы обойти внутренние требования и быстрее переправить их за рубеж.
Многие дилеры пользовались лазейками, отправляя автомобили без полной регистрации и сертификации. Такие поставки были дешевле, но часто не соответствовали стандартам качества.
Блокировка «серых» схем
Эксперт Алексей Алексеев поясняет, что ограничения закрывают популярную схему перекупщиков:
- покупка автомобиля «для внутреннего рынка»,
- обход обязательной регистрации,
- быстрый экспорт в Казахстан, Кыргызстан и Россию.
«Китайцы увидели эту обходную схему и решили её закрыть», — отмечает специалист.
Почему под удар попадают электромобили и гибриды
Именно экологичный транспорт станет главной жертвой новых правил.
Китай годами субсидировал производство электромобилей, сделав их одним из главных экспортных товаров.
Из-за снижения внутреннего спроса многие машины уходили на внешние рынки по привлекательным ценам.
По оценкам специалистов, до 90% электромобилей в Казахстан поставляются именно по серым каналам. Теперь задержки могут стать значительно дольше.
Как изменятся сроки доставки и стоимость
Председатель независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков отмечает, что раньше логистика занимала 1–3 месяца.
С введением обязательных 180 дней сроки вырастут почти вдвое:
- покупателям придётся ждать автомобили гораздо дольше;
- цены на параллельный импорт станут ближе к официальным;
- привлекательность «серых» поставок снизится.
Несмотря на риски подорожания и задержек, эксперты видят и позитив:
- уменьшится доля несертифицированных авто,
- на рынок будут поступать более качественные и проверенные модели,
- повысится безопасность для водителей.
Официальные дилеры, по прогнозам, серьёзно не пострадают, однако рынок неизбежно будет перестраиваться — прежде всего за счёт сокращения неофициальных схем поставок.
В Атырау +4