
Аналитик Мадина Баймуханова решила сравнить, какие товары подешевели, а какие - подорожали за последние 10 лет.
Для ценового сравнения различных видов продукции были выбраны ключевые параметры того или иного товара (единицы пользы), которые, собственно, и оплачиваются покупателем на кассе – штука/килограмм/литр/гигабайт. При применении такого подхода выяснилось, что стоимость ряда технологичных товаров за последние 10 лет стала меньше – в частности, стоимость 1 гигабайта в SSD-накопителях снизилась в 3,3 раза, со 132 до 40 тенге, а средняя стоимость LED-ламп мощностью 12 Вт уменьшилась в 4,2 раза, с 2 285 до 540 тенге.

Одновременно стоимость стандартной 400-граммовой булки хлеба выросла в 2,5 раза (со 115 до 288 тенге), а килограмма кофе в зернах – в 3 раза (с 4 886 до 14 614 тенге).

Три пачки лапши "Роллтон" обходятся покупателю теперь в 2,2 раза дороже, чем 10 лет назад (291 и 750 тенге соответственно), упаковка подгузников (72 штуки) подорожала за это время в 2,25 раза (с 3 758 до 8 487 тенге), набор картриджей для бритья (3 штуки) вырос в цене в 4,2 раза (1 305 и 5 465 тенге соответственно).

Причины снижения: Масштаб производства и конкуренция
Технологичные товары подвержены дефляции по целому ряду причин, главная из которых – снижение себестоимости за счет увеличения объемов производства и сопутствующего снижения затрат: когда заводы штампуют одинаковые устройства, они учатся делать их быстрее и с меньшими потерями. Снижение себестоимости влечет за собой снижение конечной цены, но эта причина – не единственная: производители, помимо прочего, постоянно совершенствуют свою продукцию. В результате у накопителей SSD в одну и ту же по размеру коробку помещается все больше памяти, поскольку детали становятся мельче, а слоев памяти — больше. Примерно тот же алгоритм срабатывает с LED-лампами, у которых та же яркость сопровождается меньшим расходом электричества, а их электронные начинки дешевеют.

Помимо этого, цены на рынке технологичной продукции сбиваются за счет оперативного массового освоения производства комплектующих, которые на какое-то время делают уникальным товар одной или нескольких компаний. Однако их производство довольно быстро становится типовым – и основания закладывать в цену надбавку за уникальность исчезают, а цена товара приближается к его себестоимости. К тому же производство этой продукции постоянно растет, предложение увеличивается – и это тоже приводит к снижению розничных цен.

Иногда, правда, на этом рынке случаются "качели": в 2018–2020 годах устройств памяти сделали слишком много, и за счет перенасыщения рынка цены резко упали. В 2023 производители подсократили выпуск, что повлекло за собой короткий рост цен, за которым снова последовало снижение.
Причины подорожания: Курсовые колебания и дорогое сырье
Что касается еды и товаров бытового потребления, то здесь есть сразу несколько основных причин повышения стоимости, одной из которых являются курсовая и импортная составляющие: ингредиенты, упаковка и бренды этой продукции большей частью импортные, поэтому ослабление тенге по отношению к иностранным валютам приводит к росту их стоимости. Как и рост логистических расходов в случаях с импортными ингредиентами и комплектующими в связи с усложнением логистики. Одновременно растет и себестоимость сырья и комплектующих, причем не только того, что доставляется из-за границы (кофе), но и внутреннего (пшеницы). Особенно наглядно это видно на примере подгузников, где цены в указанный промежуток росли на все "комплектующие" (впитывающие полимеры, целлюлоза, плёнка).

Случаются и форс-мажоры в производстве сырья – к примеру, засуха и заморозки в Бразилии в прошлом и в этом году и проливные дожди во Вьетнаме в 2025-м (эти страны являются основными производителями кофе) привели к росту цен на этот продукт на 40%, поскольку вызвали опасения по поводу возможного сокращения урожая и поставок. Также растут тарифы на газ и электроэнергию внутри самого Казахстана, и это тоже сказывается на себестоимости и розничной цене, перекрывая эффект от субсидирования государством части производства – например, при выпечке хлеба. Наконец, часть бытовых товаров (те же подгузники и картриджи) относится к категории премиальных, то есть высокомаржинальных категорий, где известные мировые бренды оставляют за собой возможность включать в стоимость продукции надбавку за качество жизни.

Тренды удорожания и удешевления сохранятся
Все вышеперечисленные тенденции сохранятся и в обозримом будущем: стоимость сырья и себестоимость производства продовольствия и бытовых товаров будет увеличиваться, одновременно ее будет "подогревать" растущий спрос со стороны населения. Сдерживающим фактором роста цен здесь может стать только конкуренция между производителями, но она не способна опустить розничную ценовую планку ниже себестоимости производства, а потому рос цен в этих сегментах продолжится. А вот в сегменте технологичных товаров удешевление производства за счет новых технологий и нарастание конкуренции за счет появления новых игроков рынка способно привести к тому, что ценовой тренд останется в ближайшие годы нисходящим.
В Атырау +4