Атырау, 5 декабря 08:56
 облачноВ Атырау +4
$ 499.65
€ 582.89
₽ 6.47

Пробки, смог и ток: почему Алматы пересаживает таксистов на электричество

1 102 просмотра
иллюстративное фото
иллюстративное фото

 В Алматы больше не осталось места для компромиссов — власти города всерьёз взялись за борьбу с загрязнением воздуха и автомобильными пробками. После форума «Такси Казахстан 2025» стало ясно: главным инструментом спасения мегаполиса от смога и перегруженных дорог станет тотальный переход на электромобили, в первую очередь — в сфере такси, сообщает Informburo.kz.

Мировой тренд и китайский пример

Алматы не изобретает велосипед — город идёт по пути, уже проверенному другими мегаполисами. Как отмечает эксперт по транспортной политике Елена Ерзакович, лидер по внедрению электротранспорта — китайский Шэньчжэнь, который полностью перевёл автобусы и такси на электричество.

«В Европе похожие процессы идут в Осло, где уже запрещено использовать такси с двигателями внутреннего сгорания. С 2026 года к ним присоединится Гамбург. Мир движется к полной электрификации транспорта — и Казахстану важно не отставать», — поясняет эксперт.

Почему город ужесточает правила для обычных машин

Депутат мажилиса Сергей Пономарёв считает, что переход на электромобили — не только экологическая мера, но и способ справиться с растущим трафиком. По прогнозам, к 2040 году в Алматы будет жить до 8 миллионов человек, и без кардинальных шагов город просто «встанет».

«Сколько бы мы ни расширяли улицы, машин становится всё больше. Поэтому для авто с ДВС создаются невыгодные условия. В будущем — только электротранспорт: для чиновников, такси, автобусов и каршеринга», — заявил депутат.

Он подчеркнул, что общественный транспорт должен стать приоритетом, быть комфортным, чистым и ходить по расписанию. «Только тогда люди начнут добровольно пересаживаться с личных авто», — добавил он.

Кто выиграет от перехода на электро

По данным Казахстанского автомобильного союза, за девять месяцев 2025 года в стране продано 161 тысяча новых автомобилей, и 64% из них — казахстанского производства. В сегменте такси доминируют китайские и корейские бренды, которые активно поставляют электромобили на рынок.

Президент КАО Анар Макашева напоминает, что ввоз электромобилей в Казахстан освобождён от таможенных пошлин, и это правило закреплено бессрочно:

«Нулевая пошлина сохраняется навсегда — это серьёзный стимул для бизнеса и водителей».

Такси будущего уже здесь

По информации Яндекс Такси, в Казахстане сейчас работают более 4000 электротакси, и только в сентябре 2025 года они выполнили 100 тысяч поездок.

Менеджер компании Алина Ниязова отмечает, что электротакси выгоднее для водителей: «Зарядка обходится дешевле, а почасовой заработок выше на 10%. Водители делают больше поездок в час, а пассажиры чаще оставляют чаевые».

Кроме того, по расчётам компании, один электромобиль заменяет 6–7 машин с ДВС, а значит, 4000 электротакси уже сняли с дорог около 30 тысяч частных автомобилей.

Проблема в энергетике

Однако не всё так гладко. Эксперты предупреждают: если число электромобилей вырастет до 100 тысяч, энергосеть города может не выдержать пиковых нагрузок.

В компании KEGOC признают, что текущие мощности пока справляются, но в будущем без инвестиций в умные сети (Smart Grid) и развитие «зелёной» энергетики Алматы рискует столкнуться с новым типом перегрузки — электрической.

Главный вызов — зелёная энергия

Чтобы электромобили действительно были экологичными, важно, откуда поступает энергия. Если электричество вырабатывается на угольных ТЭЦ, то «зелёный транспорт» теряет смысл.

Власти Алматы уже обсуждают переход на газ и возобновляемые источники энергии, а также модернизацию ТЭЦ-2, что должно существенно снизить выбросы и укрепить энергобезопасность мегаполиса.

Переход на электромобили в Алматы — не просто экологическая мода, а вынужденная стратегия выживания города, где машин больше, чем улиц. Электрификация такси — первый шаг к новому транспортному будущему, где чистый воздух, тишина и свободные дороги станут не мечтой, а нормой.

6 ноября, 09:50

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.