Атырау, 5 декабря 09:11
 облачноВ Атырау +4
$ 499.65
€ 582.89
₽ 6.47

Суд признал погибших пилотов Bek Air виновными в крушении под Алматы

1 391 просмотр
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Спустя почти шесть лет после трагедии под Алматы, в которой погибли 13 человек, суд поставил точку в громком деле о крушении самолёта Bek Air. Турксибский районный суд Алматы признал погибших пилотов — Марата Муратбаева и Мейржана Мулдакулова — виновными в нарушении правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта (ч. 3 ст. 344 УК РК). Наказание суд не назначил в связи со смертью обвиняемых, сообщает BES.Media.

Что решил суд

Судья Дастан Алмагамбетов огласил приговор:

«Признать Марата Муратбаева и Мейржана Мулдакулова виновными в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 344 УК РК, без назначения наказания в связи со смертью».

По решению суда, процессуальные издержки в размере 1,7 млн тенге возьмёт на себя государство. Арестованное имущество компании Bek Air останется под удержанием до завершения гражданских исков. Потерпевшие подали требования о компенсации на сумму 4,8 млрд тенге.

Катастрофа, потрясшая страну

Авиакатастрофа произошла 27 декабря 2019 года. Самолёт Fokker-100, выполнявший рейс Алматы — Нур-Султан, вскоре после взлёта потерял управление, задел бетонное ограждение и врезался в жилой дом в селе Гульдала. На борту находились 98 человек, из которых 13 погибли, включая командира экипажа Марата Муратбаева. Второй пилот, Мейржан Мулдакулов, скончался через месяц после трагедии.
Следствие установило, что причиной крушения стала несимметричная потеря подъёмной силы крыла при взлёте.

Пять лет расследования и споры о виновных

Главное уголовное дело завершилось только спустя пять лет. При этом вдовы погибших пилотов публично заявляли, что обвинение в их адрес — несправедливое и направлено на то, чтобы снять ответственность с настоящих виновников.

«Наши мужья сделали всё возможное, чтобы спасти людей. Они герои, а не преступники», — говорили женщины в обращении к президенту.

Между тем основатель и фактический владелец Bek Air, Нурлан Жумасултанов, проходил по делу лишь как свидетель. Хотя ранее, в интервью после трагедии, он заявлял, что готов лично понести наказание, если компанию признают ответственной:

«Если с Bek Air кто-то должен сесть, пусть это буду я», — говорил он в январе 2020 года.

Однако на суде летом 2025 года Жумасултанов отрицал свою связь с авиакомпанией, утверждая, что лишь представлял владельцев самолётов, переданных в аренду Bek Air. Суд, однако, напомнил, что в его собственных допросах фигурировали данные о том, что он создавал и возглавлял компанию с 2011 по 2016 год.

Дом, которого не должно было быть

Отдельное расследование касалось незаконного строительства дома, в который врезался самолёт. За это реальные сроки получили:

Рустам Турысбеков, бывший глава отдела земельных отношений Талгарского района — 4 года;

Кайрат Алтынбекулы, бывший начальник того же отдела — 3 года;

Нурайым Алданиш, риэлтор — 2 года.

5 ноября, 16:52

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.