
Русский в Казахстане переживает не закат, а смену роли: меньше «классических» школ, больше полиязычных моделей. Председатель Казахстанской ассоциации учителей русских школ Наталья Вдовина рассказывает russkiymir.ru об образовании на русском языке в Казахстане, престижности российских дипломов и будущем двуязычия в стране.
- Как бы Вы охарактеризовали текущую ситуацию с сетью школ с русским языком обучения в Казахстане?
- Сеть школ с русским языком обучения в Казахстане постепенно сужается, но остаётся важной и востребованной частью образовательной системы страны. Она не находится под угрозой исчезновения, но её ниша становится более специализированной и сконцентрированной.
В последние годы структура образования на русском языке в Казахстане претерпела изменения, двигаясь в сторону более сложной, полиязычной модели, при этом сохраняя традиционные русские классы. В итоге система образования с русским языком в Казахстане теперь существует в двух формах.
Первая – это классическая модель; она сохраняется, но её доля постепенно уменьшается по демографическим причинам. Вторая – полиязычная модель, которая является официальным вектором развития. В её рамках русский язык остаётся важным компонентом наряду с казахским и английским.
Процесс управляется не административными запретами, а демографией, миграционными процессами и долгосрочной государственной политикой по укреплению казахского языка. Ситуация требует балансирования между соблюдением языковых прав русскоязычного населения и целями по развитию государственного языка.
- Каков сегодня портрет родителя, который выбирает для своего ребёнка школу с русским языком обучения?
- Родители в Казахстане часто выбирают русскую школу, потому что это открывает детям больше возможностей для хорошей работы в будущем. Им кажется, что так ребёнку будет проще устроиться в крупной компании в городе или даже работать за границей.
Однако у этого выбора есть и обратная сторона: дети, обучающиеся только на русском, могут плохо понимать казахский язык и культуру, что создаёт сложности в казахскоязычных коллективах и госучреждениях. Сейчас ситуация меняется. Всё больше родителей хотят, чтобы их дети одинаково хорошо знали и казахский, и русский, и английский. Такой подход даёт ребёнку самые широкие возможности и в своей стране, и в мире.
Выпускники казахстанских русских школ сохраняют устойчивый интерес к высшему образованию в России. Российское образование остаётся востребованным, что подтверждается выделением 800 квот правительства России для казахстанцев в 2025 году. О взаимном интересе и углублении интеграции в образовании говорит и то, что в 2025 году в Омске открылся филиал Казахского национального университета им. аль-Фараби.
- А что происходит с учителями русских школ в Казахстане. Ощущается ли кадровый голод?
- В Казахстане сохраняется острый дефицит учителей для русских школ, что создаёт системный кадровый кризис. Проблема усугубляется отсутствием притока молодых специалистов и сокращением профильных педагогических факультетов.
- Каким вы видите будущее русского языка и образования на русском в Казахстане?
- Через 10-15 лет русский язык в Казахстане сохранится, но будет меняться. Русских школ станет меньше, особенно в сёлах, вместо них появятся школы с разными классами, казахскими и русскими.
Русский останется важным инструментом для работы и карьеры в городах, а казахский язык будет использоваться всё больше во всей жизни страны. В итоге в Казахстане сохранится удобное двуязычие.
В Атырау +3