
Новые машины у официальных дилеров могут подрасти в цене примерно на 4%. Вторичка и «индивидуальный» импорт — без НДС, поэтому общего скачка цен не ожидается. Автокредиты дороже не станут, сообщает lsm.kz.
Согендиректор и основатель Jet Finance Азамат Сейтбеков объяснил, как повышение НДС скажется на рынке:
- Новые авто у дилеров: ожидается рост цен около 4% — именно на них НДС начисляется полностью.
- Вторичный рынок и ввоз физлицами: НДС не применяется, поэтому этот сегмент будет сдерживать общий рост цен.
- Автокредиты: не подорожают, так как финансовые услуги НДС не облагаются.
- По его словам, спрос на кредит останется высоким за счёт трёх факторов:
- действуют госпрограммы субсидированного автокредитования;
- дилеры с банками и МФО запускают партнёрские продукты с упрощёнными условиями;
- на фоне подорожания машин доля покупок в кредит растёт (средний чек уже превысил 8–9 млн тг).
- Прогноз: портфель автокредитов будет прибавлять 10–20% в год.
При этом рынок кредитования становится более прозрачным, но высокая базовая ставка и лимит на ГЭСВ «съедают» маржу. Сейтбеков предлагает привязать лимит ГЭСВ к базовой ставке, чтобы сохранить защиту потребителей и повысить устойчивость финансовых организаций.
Цифры рынка (I полугодие 2025, по данным АФК)
- Доля автокредитов в портфеле БВУ: 15,4%.
- Выдано автокредитов: 1,2 трлн тг (+53% г/г).
- Средний размер кредита: 6,7 млн тг (годом ранее — 6,3 млн тг).
- Цены на авто: +11,1% г/г.
- Доля машин, купленных в кредит: выросла с 36% до 59%.
- Основной чек по займам: 5–20 млн тг.
В Атырау +3