
После серии смертельных ДТП в стране развернулась дискуссия о возможном запрете эксплуатации минивэнов Toyota Alphard, прежде всего праворульных. Поводом стали недавние аварии с множественными жертвами, в том числе трагедия на трассе Алматы — Бишкек и ДТП под Павлодаром, сообщает Тенгриньюс.
Что предлагают депутаты
Депутат мажилиса Ерлан Саиров призвал МВД рассмотреть полный запрет Alphard, отметив, что эта модель часто фигурирует в тяжёлых ДТП. Парламентарий напомнил и о действующем с 1 января 2025 года запрете работы в такси на праворульных авто, который, по его словам, на практике слабо исполняется.
Что говорят эксперты
Автоэксперт Алексей Алексеев считает, что запрет конкретной модели не решит проблему: речь о системных факторах — нелегальные межгородские перевозки, слабый контроль и инфраструктурные риски. По его мнению, правый руль повышает опасность при обгоне, однако ключ к безопасности — в жёстком допуске водителей, регулярном техосмотре машин, занятых перевозками, и борьбе с коррупцией при контроле.
Эксперт также настаивает на строительстве разделённых трасс, чтобы снизить число лобовых столкновений: «Без физических разделителей человеческий фактор продолжит приводить к трагедиям».
Почему запрет буксует
По данным экспертов, «тень» на рынке межгородских поездок сохраняется из-за спроса и недостатка альтернатив — регулярных удобных автобусных маршрутов по внятным тарифам. Пока они не появятся, нелегальные перевозчики будут востребованы, несмотря на формальные запреты и камеры контроля скорости.
Что дальше
МВД и профильные ведомства, по ожиданиям депутатов, должны представить комплексный план: усиление контроля за нелегальными перевозками, проверка стажа и допуска водителей, полугодовой техосмотр коммерческих машин и развитие безопасной дорожной инфраструктуры. Дискуссия о точечном запрете Alphard продолжается, но эксперты настаивают на системных мерах вместо запрета одной модели.
В Атырау +1