
Жена главы Air Astana Питера Фостера, Татьяна Фостер, публично прокомментировала происхождение цен на авиабилеты и финансовую модель национального авиаперевозчика.
По её словам, Air Astana «давно не принадлежит полностью государству» и «живет по бизнес-модели, где каждый тенге нужно заработать самим — и снова вложить в развитие, безопасность и качество». Она подчеркнула, что компания «не получает субсидий, не живёт за счёт бюджета и не перекладывает убытки на государство», а прибыль направляет на дивиденды акционерам и реинвестирование «в технику, людей и безопасность».
Фостер перечислила основные направления расходов, влияющих на стоимость перелётов. Среди них:
-
«Закупка и лизинг новых самолётов — один лайнер стоит около $100–130 млн».
-
«Замена двигателей и запчасти — миллионы долларов ежегодно».
-
«Регулярное ТО и ремонт, проверки каждые несколько сотен часов полёта».
-
«Обучение персонала: пилоты, инженеры и бортпроводники проходят сертификацию за рубежом».
-
«Авиатопливо — до 40% себестоимости рейса, зависит от мировых цен и курса валют».
-
«Зарплаты и соцгарантии более чем 7 000 сотрудникам».
-
«Аэропортовые сборы, налоги, страхование и безопасность».
-
«Развитие маршрутов и инфраструктуры — новые направления, ангар, техцентр, тренажёры и IT-системы».
«Авиация — не про лёгкие деньги. Это постоянные вложения, ответственность и тысячи профессионалов, которые каждый день делают полёты безопасными», — отметила она, добавив, что её комментарий «поверхностный», а в реальности структура рисков и затрат сложнее и включает «лизинг, валютные риски, капитализацию, стандарты ICAO и EASA».
В Атырау +4