
В Костанайской и Акмолинской областях техника встала из-за солярки АНПЗ. В КазМунайГазе пояснили, что до 1 октября завод выпускал летнюю марку дизеля по плану. Хотя на севере в это время уже местами снег и заморозки.
“Летняя” солярка и замерзшая уборка
Механизаторы рассказали, что при +8 тракторы глохнут, фильтры забиваются парафином, а дизель приходится подогревать.
«Кто-то пролоббировал интересы этой солярки. Сейчас едем три километра два часа. Какая-то диверсия», — рассказал водитель, чьи слова распространил Agroblog.kz.
В Акмолинской области случилась та же история. Аграрии говорят, что «гарантированное» дизтопливо по 254 тенге за литр оказалось непригодным для осени. Техника простаивает, растут расходы на ремонт.
В КМГ заверили, что ситуация под контролем. До 1 октября все три НПЗ, включая Атырауский, производили летнюю марку дизеля.
С начала октября Павлодарский и Шымкентский НПЗ перешли на межсезонное топливо с температурой фильтруемости до −5 °C. Атырауский после завершения плановых работ, к 25 октября, начнёт выпуск зимнего дизеля до −15 °C и ниже.
В национальной компании подчеркнули, что продукция НПЗ соответствует техническим регламентам. При этом допустили, что сроки перехода на зимние марки могут быть пересмотрены, чтобы учитывать особенности северных регионов.
Павлодарский и Шымкентский НПЗ уже перешли на межсезонное топливо, рассчитанное на лёгкие морозы. Только Атырауский остался в лете из-за плановых работ.
Всего на осенне-полевые работы по всей стране с отечественных НПЗ предусмотрена поставка в объеме 422,1 тыс. тонн дизельного топлива, в т.ч. с АНПЗ – 183,4 тыс. тонн, ПНХЗ – 174,3 тыс. тонн, ПКОП – 64,4 тыс. тонн.
Для обеспечения потребностей сельхозтоваропроизводителей в северных регионах страны распределено:
Костанайская область:
АНПЗ - 57,0 тыс тонн;
ПНХЗ - 28,5 тыс тонн.
Акмолинская область:
АНПЗ - 51,1 тыс тонн;
ПНХЗ -33,3 тыс тонн.
СКО:
АНПЗ - 56,1 тыс тонн;
ПНХЗ - 12,5 тыс тонн.
Почти такая же ситуация была в 2021 году, когда на Атырауском НПЗ проходили профилактические работы. Тогда север тоже получил летний дизель при минусовой температуре. Фермеры возмущались, техника вставала, а официально всё соответствовало стандартам.
После тех событий «КазМунайГаз» провёл проверку качества топлива. Нарушений не нашли. Летний дизель соответствовал летним нормам.
Конечно, с нашей соляркой летом всё в порядке. Просто октябрь — это уже осень, а не лето.
Анастасия ШЕРСТЯНКИНА
В Атырау +1