
Своими размышлениями поделился партнер и сооснователь компании Haller Lomax, один из разработчиков реформы и Кодекса «О недрах и недропользовании» РК в 2018 году Тимур Одилов. Приводим их без купюр.
«Часть 1. Идеология климата
Для начала необходимо разобраться в драйверах ухудшения климата.
Идеологическую основу такого ухудшения составляет, как уже отметил ГГ, оголтелый экономический «патриотизм», сращиваемый с ультранационализмом. Тенденция во всем мире, и эта зараза поразила умы и в Казахстане.
Серьезно, принесение в жертву экономического здравого смысла в пользу идеологических установок и конъюнктуры очень сильно бьет по климату. Внутренний и внешний инвестор, рискующий на годы, слушая речь оголтелого, закономерно боится за будущее своих вложений и усилий.
Когда надо обсуждать очень сложные и хрупкие конструкции по формированию среды, умы оголтелых просто не могут это постичь, выдавая все то, что каждый день возмущает народ в соцсетях и на экранах.
Экономический и идеологический блоки Казахстана должны определиться - либо мы в этом истеричном мировом тренде, расшатывающем шарик, либо мы должны позиционировать себя «островом прагматизма и здравого смысла» для населения и инвестиционного сообщества, местного и зарубежного.
Лидеры оголтелости и сращивания с национализмом у нас в стране всем давно известны. Они уже сами не в силах обуздать себя.
Нельзя удивляться, что заканчивающийся эксперимент с одномандатниками - как раз следствие понимания ситуации вышедшего из берегов самообладания.
В общем, у нас экономический блок и блок внутренней политики на разных волнах.
ГГ и экономисты говорят о новом инвестиционном цикле и климате, а идеологи через своих адептов вещают, что бизнес - это беспринципные капиталисты и грабители. Тут неважно, внутренние или внешние.
Часть 2. Силовое давление
Не без оснований в 2022 году начались проверки силового блока ресурсных министерств.
Ситуация закончилась зачисткой кадров на всех уровнях, от эксперта до руководства. У зачистки есть обратная сторона - оборвалась институциональная память.
Ситуацию усугубила кампания по возврату активов, возникших в первую очередь благодаря ресурсному бизнесу в купе с адм ресурсом. Вы все понимаете, чем все закончилось.
Не ожидать, что из потока перераспределения активов будет сделан глоток в условиях развязанных рук за закрытыми дверьми, - верх инфантилизма.
Все понимают, что под гребенку попали не только те, кто вытаскивал ресурсные активы за счет прошлых влияний, но и свободные отечественные предприниматели, наконец-то получившие право на доступ к недрам в открытой конкуренции с 2018 года - реформы.
Сейчас эти предприниматели жалуются на установившийся неформальный понятийный порядок делиться бизнесом и впускать в свои проекты случайных людей.
Каждая сделка по привлечению инвестиций теперь проходит тщательный «контроль». Участились случаи необоснованного отказа в согласовании сделок без объяснения причин.
В формальной плоскости силовой блок начал вмешиваться в отраслевую политику, поручая министерствам принимать еще более сомнительные в плане непрозрачности и расширения произвольных решений поправки.
Чего стоят обсуждения по введению госэкспертизы стоимости объектов сделок. Это только один из абсурдных примеров.
На фоне ослабевшего голоса и реакции отрасли на давление со всех сторон, такие сомнительные инициативы все больше и больше имеют шанс пройти под лозунгом «дави их, правильно».
Необходимо срочно разорвать это давление и возросшую связь и влияние силовиков на отрасль, формальную и неформальную. Это влияние больше не приносит пользы, оно лишь увеличивает издержки и раскручивает коррупцию.
Если этого не сделать, то цена инвестиций будет дороже для страны, не говоря уже о том, что генералы сами превратятся в теневых олигархов, как у соседей.
Самое главное, что мы должны понять - возросшее силовое влияние подавляет активность именно нашего бизнеса, а не иностранного. И речь не идет о защите тех, кого в действительно надо преследовать.
Часть 3. Разрушенные институты
Соблюдение правил (законов) самими госорганами не происходит вот уже 3 года. Механизмы, обеспечивающие/заставляющие соблюдение правил, тоже не функционируют. Решения принимаются зачастую произвольно. Не соблюдает правила госаппарат, не соблюдают и депутаты.
Разрушение институтов доказывают как минимум следующие примеры:
1. решения Инвест штаба, выходящие за рамки закона, но заставляющие чиновников подчиняться этим решениям;
2. депутаты произвольно принимают поправки без заключения правительства даже тогда, когда их обязывает Конституция;
3. по экономике принимаются постановления правительства под грифом без соблюдения закона и процедур о порядке принятия актов;
4. бизнес и общество фактически лишены возможности участвовать в нормотворчестве, в том числе по причине закрытости проектов актов;
5. а еще закрыты: штат государственных органов, отчеты государственного аудита.
Все эти примеры показывают бизнесу и обществу полную непредсказуемость развития ситуации в любой области для оценки рисков и перспектив инвестирования.
Если раньше институты как то работали на основе конкуренции и противовесов интересов кланов и приближенных, то сейчас с их подавлением такой подпорки нет. Такая подпорка должна была быть заменена на механизмы, независящие от кланов и личностей, но этого не случилось, а наоборот.
Закрытие для общества и бизнеса возможностей мониторить, сдерживать, комментировать и критиковать произвольные решения ведет к институциональной разнузданности. Такой своеобразный чиновничий абсолютизм в социал-экономических вопросах.
Если это не остановить и не взяться с новой силой за институты, то за это время вырастет поколение госаппарата, для которого произвольная ситуация является нормой. По другому он не будет знать как работать. И он придет к власти, оторванным от потребностей сообщества и действительности. Уже сейчас приглядитесь к вице-министрам, дирдепам и замакимам - у всех один и тот же паттерн.
Без этих институтов никакой экономический и инвестиционный рывок невозможен. Спросите у Аджемоглу, Норта, Робинсона - нобелевских лауреатов, все это доказавших».
В Атырау 0