Атырау, 29 сентября 11:26
 ясноВ Атырау +25
$ 479.23
€ 534.96
₽ 5.16

РКС слезам не верит

4 793 просмотра

По количеству одобренных в рамках «Дорожной карты бизнеса-2020» проектов предпринимателей Атырауская область занимает предпоследнее место среди регионов страны. Почему? Мнения чиновников и предпринимателей диаметрально расходятся.

ЧЕТЫРЕ ОТКАЗА

На прошлой неделе прошло очередное заседание регионального координационного совета (РКС), на котором рассматривались 4 заявки по первому направлению «Дорожной карты бизнеса-2020» – субсидирование банковских кредитов.

ТОО «Темир Транспорт Сервисез» представило проект цеха по производству арматуры. Предприниматели рассчитывают на помощь государства в приобретении необходимого оборудования. ИП «Бисенгалиева Л.У.» собирается модернизировать действующую СТО, для чего берёт кредит в АО «АзияКредитБанк» на 2,5 млн тенге под 14% годовых. После модернизации обещает создать 3 новых рабочих места.

Крестьянское хозяйство «Ынтымак» рассчитывает на помощь в субсидировании кредита от АО «АТФБанк» для завершения строительства убойного цеха и подведения инфраструктуры.

ИП «Жауканова» обратилась к РКС для субсидирования банковского займа АО «ForteBank» на приобретение нескольких единиц автотранспорта. Цель – оказание транспортных услуг одной из инофирм. Этот проект вызвал бурные споры среди членов РКС. По словам заместителя начальника налогового департамента по Атырауской области Жамбыла СУРАГАНОВА, предприятие работает с прошлого года, но ни одного работника здесь не зарегистрировано. При прибыли в 30 млн тенге в прошлом году бюджет получил от ИП в виде налогов всего 300 тысяч тенге.

В конечном счёте, ни один из этих 4 проектов не был одобрен.

 

ИЗ ОПТИМИСТОВ В ПЕССИМИСТЫ

По мнению директора Атырауского филиала фонда «Даму» Ербола КАЙРАНБАЕВА, у местного РКС завышенные требования к предпринимателям.

– До РКС доходят заявки практически в законченном виде. Несерьёзные проекты отсеиваются, у предпринимателей уже есть кредиты или договоренность с банками о займе – при том что у наших банков очень жёсткие требования к платежеспособности клиентов. Ещё до заседания РКС предприниматель, желающий получить помощь от государства, подписывает меморандум с областным управлением координации занятости и социальных программ о создании новых рабочих мест. Поэтому, я считаю, нет смысла вновь «гонять» предпринимателя по его заявке. Среди тех, кто обращается за помощью, есть предприниматели, которые едут в область из районов, представляете, сколько они только транспортных расходов понесли. Многие по 2-3 месяца ездят в банк, а потом ещё и в акимат.

А мне кажется, РКС можно понять. Многие претенденты, не желая заниматься трудоёмким процессом производства, банально хотят воспользоваться государственными средствами. Например, прикупить пару-тройку лишних автобусов, чтобы сдать в аренду какой-либо иностранной компании. В результате усилий никаких, а деньги капают.

– Вы, наверное, о проекте индивидуального предпринимателя Жаукановой. Там на деле всё обстоит по-другому. Ранее предпринимательница брала автобусы в аренду и потом передавала их в аренду другим. У нас это не возбраняется. Теперь она накопила средства и хочет приобрести автобусы, чтобы напрямую работать с заказчиком. И если на первых порах о создании рабочих мест вопрос не стоял, то теперь они будут создаваться. Будут набираться водители.

Надо ведь учитывать все эти моменты. А так получается, что предприниматели, обращавшиеся в акимат с надеждой на государственную поддержку, больше туда не зайдут. Своим негативом они поделятся с другими предпринимателями. Тогда о какой поддержке бизнеса может идти речь? В головном офисе фонда удивляются: как Атырауская область, которая должна являться локомотивом экономики страны, плетется в хвосте по числу одобренных проектов?!

А ведь чтобы завести предпринимателя на РКС, я езжу к нему, уговариваю, объясняю все варианты, ещё 5 моих специалистов занимаются тем же. Но после того как ему приходится перед членами РКС чуть ли не оправдываться, у него пропадает оптимизм. Многие говорят мне в лицо: «Нам такая помощь ни к чему». У всех филиалов Фонда «Даму» есть планы по количеству заключенных договоров, и мы должны их выполнять. Хотя, на мой взгляд, эти планы должны ставиться и перед местными исполнительными органами.

– А как в других областях? Каково там соотношение проектов по производству и предоставлению услуг?

– Картина в других регионах страны разная, есть 50 на 50, есть 30 на 70. В Атырауской области с начала реализации программы одобрено 70 заявок, из которых только 22 связаны с производством. 13 проектов из 70 – в сфере транспортных услуг, т. е. 18%.

 

ВСТАТЬ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ИДЁТ!

Чем, по вашему мнению, объясняется такая пристрастность РКС? Мне кажется, что здесь дело и в смене команды – новая власть осторожно относится к расходованию бюджетных средств.

– Ваше мнение разделяют большинство предпринимателей и банкиров, многие спрашивают у меня: «а что будет дальше?», многие ставят крест на программе. Но я не думаю, что причина в этом. На мой взгляд, самая главная проблема в том, что большинство членов РКС плохо понимают программу «ДКБ-2020». Основной её целью является сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест. А ключевые индикаторы эффективности – удешевление кредитных средств и увеличение поступлений в бюджет. Т. е. члены РКС должны спрашивать о рабочих местах, о стоимости кредитных средств и об отчислениях в бюджет. Всё! А у нас, когда заседает РКС, задают такие вопросы, что даже банковские специалисты удивляются, хотя именно они несут риск за проект. А что касается эффективности расходования бюджетных средств, то субсидирование и гарантирование по программе ДКБ-2020 предельно прозрачны. Любой может зайти на сайт www.dkb2020.kz, чтобы узнать, кому и в каком объёме государство помогает, причём по всей стране.

– Что вы предлагаете?

– Если разобрать ситуацию с предпринимателем, который, со слов представителя налогового комитета (хотя я не уверен в достоверности этих сведений), из 30 млн заплатил в бюджет 300 тысяч – это как раз-таки тот, кому мы должны помочь. Логика в чём? Он после получения субсидии осознаёт, что сейчас работать прозрачно выгоднее, нежели что-то утаивать. И после этого он увеличит выплаты в бюджет однозначно. Тут даже подход нелогичен: ты мало платишь налогов – значит, не получишь субсидии. А как я буду платить больше, если у меня других расходов куча? Куда логичнее поступить иначе, например РКС должен сказать: мы поможем тебе субсидиями, к примеру, на 6 месяцев, и если ты увеличишь выплаты в бюджет, то и дальше будешь получать субсидии. А если предприниматель за эти полгода не увеличит выплаты, то перестанет получать субсидии. Вот такой подход должен быть. Мы должны вытащить на свет тех, кто работает в тени.

Как я уже говорил, никто из членов РКС не заинтересован в количественном увеличении проектов по субсидированию, ни у кого нет квартальных планов. А перед региональным филиалом ФРП «Даму» такие планы стоят, и мы ежедневно выезжаем с презентацией программы на предприятия, в банки второго уровня, районы.

Если мы хотим, чтобы наши дети и внуки жили в процветающей стране (это я к членам РКС обращаюсь), мы должны сейчас, стоя, помогать малому и среднему бизнесу, который должен сидеть на своём рабочем месте, а не малый и средний бизнес, стоя, должен просить помощи у сидящих членов РКС.

Лаура СУЛЕЙМЕНОВА

11 октября 2012, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.