
В системе ОСМС образовался крупный кассовый разрыв: у Фонда соцмедстрахования (ФСМС) не хватает денег, чтобы вовремя расплачиваться с клиниками. Больницы продолжают принимать пациентов фактически «в долг», сообщает Тенгриньюс.
По плану в 2025 году правительство должно перечислить в ФСМС 2,3 трлн тенге целевых взносов (за льготные категории и ГОБМП). К 12 сентября график предусматривал 1,8 трлн, фактически поступил 1 трлн. Итог — 739,3 млрд тенге задолженности, из них:
- 365,5 млрд — по гарантированному объёму бесплатной медпомощи (ГОБМП);
- 373,7 млрд — по ОСМС.
Согласно оперативной отчётности Минфина:
- на помощь военным из запланированных 3,8 млрд не перечислено ничего;
- за 15 льготных категорий перечислено 132 млрд из нужных 445 млрд.
Что говорит Минфин
В ведомстве ссылаются на операционный кассовый разрыв: налоги поступают неравномерно, трансферты из Нацфонда ниже ожиданий, растут социальные расходы (пенсии, пособия, дотации, обслуживание долга). Минфин утверждает, что «социальные расходы финансируются своевременно» и обещает закрыть долг при поступлении средств — но на сегодня задолженность перед ФСМС сохраняется.
Как это бьёт по клиникам
ФСМС признаёт ситуацию критической: из-за недофинансирования фонд не успевает рассчитываться с поставщиками. Закрыты полностью обязательства лишь за июнь. Приоритет — жизненно важные услуги ГОБМП: скорая помощь, ВИЧ/ТБ, социально значимые заболевания, кровь, ПМСП, программный диализ, паллиатив.
С начала года медорганизациям выплачено 1,5 трлн тенге, но денег недостаточно — растут риски отсрочек диагностики и лечения.
Где не хватает больше всего
- Даже после летней корректировки бюджета остаются провалы в финансировании:
- первичная медико-санитарная помощь;
- лечение онкологических больных.
ФСМС запросил дополнительные средства у Республиканской бюджетной комиссии — решения пока нет.
«Запас» ФСМС: миф о триллионе
Высшая аудиторская палата ранее упоминала о «триллионе» резерва, однако ФСМС уточняет: на 1 сентября 2025 года резерв составляет 130,14 млрд тенге и может тратиться только на непредвиденные нужды (ЧП, неожиданный рост потребности), а не на системный кассовый разрыв.
По оценке главы ФСМС Айдына Кульсейтова, модель станет дефицитной в 2027–2031 годах (минус 150–200 млрд в год) и вернётся к профициту к 2032-му. План стабилизации — за счёт роста поступлений:
- повышение госвзноса с 2% до 4,7% к 2037 году;
- отчисления акиматов за часть неработающих граждан;
- расширение базы взносов работодателей (с 10 до 40 МЗП) и работников (с 10 до 20 МЗП);
- перевод части услуг из ГОБМП в пакет ОСМС.
Почему это важно для пациента
Взносы в ОСМС для граждан — обязательны. Взамен государство должно вовремя финансировать медпомощь. Задержки приводят к ограничению объёмов, переносам приёмов и анализов «на следующий месяц». Если кассовый разрыв не перекроют, очереди и сроки лечения рискуют увеличиться — прежде всего в ПМСП и онкопомощи.
Система держится на приоритизации жизненно важных услуг и «долге доверия» клиник. Без скорого погашения задолженности и решения по дополнительному финансированию отрасль столкнётся с ещё более жёсткими ограничениями.
В Атырау -1