Неприятный сюрприз ожидал педагогов областного интерната для умственно отсталых детей накануне Дня учителя. В областном управлении координации занятости и социальных программ сочли, что они вовсе не учителя, а социальные работники, потому и праздновать им нечего.
НЕРЕАЛЬНЫЕ 36 ЧАСОВ
Интернат для умственно отсталых детей работает в Атырау с 1993 года, и с момента открытия он был подведомственным учреждением облсобеса. Несмотря на это, к воспитателям интерната предъявлялись те же требования, что и ко всем педагогическим работникам. Они постоянно проходили аттестацию, получали категории, имели трудовой отпуск длительностью 56 дней. Они вели педагогическую работу, обучая детей с очень тяжёлыми диагнозами. То, что для обычного ребёнка является элементарным навыком, их воспитанникам дается с большим трудом – самих детей, а в первую очередь педагога. Сейчас недельная нагрузка сотрудников составляет 18 часов в неделю. Иначе очень тяжело и учителю, и тем более больному ребёнку.
В 2009 году вышел новый стандарт оказания специальных социальных услуг. Самых опытных воспитателей отправили на обучение в Алматы, где они прошли курсы переподготовки и получили специальность дефектолога и удостоверение спецпедагога. В самом интернате были открыты классы для коррекционной работы. Но новый стандарт принес учителям, кроме повышения квалификации, и постоянную головную боль. Вот уже два года периодически поднимается вопрос об их статусе и увеличении недельной нагрузки до 36 часов в неделю.
– Это же более чем 7-часовой день, такой нагрузки не выдержат ни учителя, ни дети. Даже в обычных школах занятия ведутся полдня. Некоторые из детей по состоянию здоровья могут заниматься максимум 25 минут, есть такие, которые могут плюнуть в преподавателя или ударить его. Как можно удерживать внимание такого ребёнка в течение нескольких часов? А после обеда многие спят, будить их и вести сонных на занятия – тоже нереально, – говорит дефектолог Гульсым ИСМАГУЛОВА. – Мы работаем по программе, утвержденной приказом министра образования и науки РК от 8 июля 2009 года №333. Программа разработана по заказу МОН для учреждений министерства труда и социальной защиты населения и предназначена для работы с детьми с глубокой интеллектуальной недостаточностью. В ней указано, как проводить обследование и коррекционную работу. Есть отдельные занятия для развития речи и письма, по трудовому обучению, знакомству с окружающим миром и т. д.
МЫ – ПЕДАГОГИ!
Накануне Дня учителя председатель профкома интерната Алмагуль ЗАЛЖАНКЫЗЫ направила в управление координации занятости и социальных программ письмо с просьбой поощрить наиболее заслуженных педагогов. В ответе за подписью и. о. начальника управления Серика САПАНОВА было сказано:в связи с тем, что статус сотрудников данного учреждения пока четко не определен, нет никакой возможности награждать их сейчас, предложения будут учтены при праздновании Дня социального работника. Это стало последней каплей в чаше терпения сотрудников интерната: их и так обходят стороной повышения заработной платы и квартиры от государства – интернат относится к сфере соцобеспечения. А ведь в коллективе очень много сотрудников, не имеющих собственного жилья и тратящих львиную долю зарплаты на аренду квартиры. В штате 162 работника, среди которых есть разные специалисты, и в том числе 35 педагогов: дефектологи, логопеды, инструкторы по труду, учителя физкультуры и музыки. И все эти люди на протяжении 19 лет праздновали День учителя. 4 октября они отказались вести занятия, требуя, чтобы их статус был определён именно как педагогов.
СОМНИТЕЛЬНЫЕ ПОСТАВКИ
И это не единственный повод для недовольства. Постоянная смена руководства как в самом интернате, так и в областном управлении занятости и социальных программ негативно влияет на работу учреждения, утверждают сотрудники. И уж точно эта чехарда отрицательно сказывается на материально-технической обеспеченности интерната.
– У детей нет нормальной одежды и обуви, зимой и летом они ходят в резиновых галошах. Вещи, которые привозят поставщики, выигравшие тендер, просто ужасного качества, да и те огромных размеров – рубашки 52 размера, обувь 42-го. Все это приходится ушивать и подгонять под размеры наших воспитанников, многие из которых в силу слабого здоровья весьма субтильные,– говорит дефектолог Гульбану ЖАЛЕКЕНОВА.– Игрушек у детей тоже очень мало. Не хватает средств гигиены как общих, так и для девочек-подростков. Всё необходимое мы приносим из дома. И что особенно хочу подчеркнуть – всё поставляется явно по завышенной цене. Я неоднократно замечала, что нам ставят дешевое оборудование стоимостью 150 тысяч, а в накладных указывается миллион. Естественно, я отказывалась принимать такое оборудование, когда была заместителем директора, и ставить свою подпись в акте о приёмке. За это меня понизили в должности.
– Педагогами считаются люди, которые занимаются образованием и воспитанием – сказано в Законе об образовании. А кто как не мы прикладывает все усилия, чтобы умственно отсталые дети смогли хоть как-то войти в наше общество, – уверены сотрудники интерната.
«ЭТО НЕ УЧЁБА»
У и. о. начальника управления координации занятости и социальных программ Серика Сапанована этот счёт другое мнение:
– В области есть несколько интернатов для детей-инвалидов, но в них дети, несмотря на свои недуги, могут осваивать школьную программу. По решению медико-социальной комиссии дети, содержащиеся в этом интернате, относятся к необучаемым.Им не ставятся оценки, их не переводят из класса в класс. А все занятия ограничиваются лишь обучением элементарным навыкам. Сотрудники интерната выступают против увеличения нагрузки, потому что не привыкли так работать.
Тем временем работники интерната написали коллективное письмо акиму области и в областную прокуратуру, чтобы, наконец, была поставлена точка в этом споре.
Зульфия ИСКАЛИЕВА
Фото автора
– Есть у нас девочка Аня ШЕЛКОВАЯ. Я работаю с ней с 2010 года. У неё болезнь Дауна, – рассказывает Гульсым Исмагулова. – Когда она впервые пришла к нам в интернат, не могла удержать в руках даже самый легкий предмет, моторика была абсолютно не развита, тонус мышц ослаблен, она была похожа на тряпичную куклу. Не узнавала никого, даже свою маму. Сейчас Аня уверенно нанизывает на шнурок крупные и средние бусины, с удовольствием участвует в театральных постановках, знает свои роли. А её мама, увидев, как дочь танцует на празднике, расплакалась, Анечка подошла к ней и тоже заплакала. Вы не представляете, какая это была для нас победа! Работать целый рабочий день с умственно отсталыми детьми – колоссальная нагрузка. И даже при том, что сотрудники интерната учат их самым простым вещам – различать своих и чужих, сочувствовать людям, обслуживать себя и вести себя в обществе – этот труд, боюсь, намного тяжелее работы педагога, обучающего обычных детей.