
Скотоводы бьют тревогу: после расширения русла реки их скот погибает, так и не добравшись до воды.
«Наше средство к существованию — это скот. После расширения реки многое изменилось. До середины июля водопоев не было: животные падали, не сумев преодолеть дамбу. В Кызылжаре открыли один, но он обрывистый, скоту трудно выбраться. Мы просим такие водопои в Алдоңгаре, Новом Кайкы и Гайдаре. Иначе скот идёт за водой по 30–40 км и гибнет по пути», — рассказывает житель Маран Шыгыр.
Главa хозяйства «Мұқан» Куат Китарбаев подтверждает: «Из-за несвоевременного открытия водопоев около 20–30 лошадей увязли в иле и погибли».

Тем временем работы по расчистке Жема и Курсайского канала ведёт ТОО «СапИнВест». На проект выделено 40 миллиардов тенге, из которых уже освоено 10. Но просьбы фермеров о водопоях были слышны весь прошлый год. Только после жалоб подрядчик и акимат договорились открыть их после половодья.
Ответ районного акимата прозвучал холодно: «Сроки не установлены. Массового падежа скота не зафиксировано. Погибли лишь две лошади, компенсация не предусмотрена. По просьбе жителей экскаватором открыты четыре подхода к реке. Дополнительно просят съезды для транспорта — подрядчику передано».
Но для сельчан это звучит как отписка. Потерявший лошадей М. Шыгыр прямо заявил, что готов идти в суд.
Фермеры уверены, что пока чиновники и подрядчик перекладывают ответственность друг на друга, скот продолжает гибнуть. Их требование простое — открыть полноценные водопои в Алдоңгаре, Новом Кайкы и Гайдаре. Иначе животные будут и дальше идти десятки километров за водой и умирать на пути.
Ляззат КАРАЖАНОВА
В Атырау -1