Атырау, 7 декабря 01:57
 облачноВ Атырау -1
$ 504.49
€ 587.73
₽ 6.57

Купил через перекуп – остался без сервиса: вся правда о параллельном импорте

1 199 просмотров
иллюстративное фото
иллюстративное фото

По итогам 2024 года в Комитет по защите прав потребителей (КЗПП) поступило от владельцев китайских автомобилей 57 жалоб, что составляет почти 10 % от всех обращений по теме автомобиле . В иных источниках обозначается цифра в 63 жалобы. Основные поводы – дефекты двигателя и коробки передач, сбои в охлаждении и электронике, несоответствие заявленным характеристикам. При этом, чаще всего к КЗПП обращались жители Алматы (9), Астаны (6) и Костаная (7).  Некоторые жалобы заканчивались возвратом средств, судебными решениями и компенсациями на миллионы тенге – до 16 млн тенге в одном случае. Как работает закон в Казахстане и почему дилер в праве отказать в обслуживании, в нашем материале.

Почему дилер действительно не обязан обслуживать «серую» машину

Закон о защите прав потребителей и практика КЗПП в рамках судебных процедур ясно это подтверждают:

  1. Официальная гарантия действует только при соблюдении логической цепочки: завод дистрибьютор РК авторизованный дилер потребитель. Если какая-то часть схемы отсутствует – «гарантия» ничего не значит.
  2. VIN не зарегистрирован в базе официального ввоза, электронное ПО не соответствует прошивкам РК, сертификация отсутствует – все это приводит к отказу в обслуживании по страховой логике производителя и дилеров.
  3. Любая претензия рассматривается в рамках договора с производителем, а не на базе желания водителя. Если машина ввезена неофициально – оснований для обслуживания просто нет.

Кейсы владельцев: прямые примеры

Из обсуждений в соцсетях (например, Threads) видно, как люди сталкиваются с этим:

  • Владелец Changan жалуется: «Электроника глючит, дилер сразу отказал: «мы вас не обслуживаем – ваша машина не у нас куплена»».
  • Geely на морозе: «Прошивка не адаптирована, -28 – машина не завелась. Отказ дилера: «неофициальный ввоз»».

Такие кейсы демонстрируют: запрет на гарантийное обслуживание –  не лень или «льготный развод», а юридически обоснованный отказ к авто без официального происхождения.

Обратная сторона статистики и законные рычаги

Жалобы бывают результативными. Здесь работает схема:

  • Претензия дилеру = ответ в течение 10 рабочих дней – досудебное урегулирование или обращение в КЗПП – судебное решение или компенсация.

Многие вернули деньги или обменяли авто – даже без суда. Например:

  • Актюбинская область – компенсация 16 млн тенге;
  • Павлодар – 11 млн тенге;
  • Западно-Казахстанская – 7,1 млн тенге.

Это факт, что государственная система работает тенге но для тех автомобилей, у которых есть юридическая возможность подготовки претензии. Таким образом, можно заключить, что параллельный импорт экономит деньги, но лишает прав на сервис и, по сути, оборачивается «серой зоной» без гарантии. Официальный дилер не «жадничает» он действует в рамках договора с производителем. Это юридическая и техническая обязанность, а не произвол. Решение проблемы есть, но только через официальные каналы: претензии, КЗПП, суд. Любые ожидания «обслуживания просто так» – неоправданны. Пока многие стремятся сэкономить пару миллионов тенге при покупке «серой» машины, стоит помнить: в автоделе дешевле не значит лучше. И без активной позиции и знания закона – сумма сэкономленных тенге запросто уходит на ремонт, экспертизу и безуспешные споры.

11 сентября, 10:45

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.