«19 сентября мы со знакомым зашли в одно известное в городе заведение поесть шашлык. Во время трапезы, вытягивая длинную полоску лука, обнаружил на конце сплющенную муху. Я подозвал официантку и задал вполне уместный вопрос, каким образом в моей порции оказалось это малопочтенное насекомое. Не дождавшись вразумительного ответа, пригласил администратора. А та заявила, что я… сам подложил муху в еду. Разумеется, никаких извинений не последовало. Могу ли я подать в суд на это заведение, если у меня есть фотографии мухи в порции с луком и чек?
З.К.».
Комментирует адвокат Гульсим САБИРОВА:
– Права и гарантии каждого потребителя на обеспечение качественными товарами, работами и услугами защищены Законом о защите прав потребителей. Нужно знать, что каждый потребитель имеет право на: безопасность продукции; надлежащее качество продукции, работ и услуг.
При обнаружении ненадлежащего качества товара потребитель вправе по своему выбору потребовать соразмерного уменьшения покупной цены либо замены на товар надлежащего качества или расторжения договора с возмещением понесенных убытков (п. 1. ст. 14 Закона о защите прав потребителей). Для защиты своих прав потребитель может обратиться: с досудебным письменным заявлением к продавцу (исполнителю), нарушившему право; в уполномоченные государственные органы с жалобой на незаконные действия продавца (исполнителя); в общество защиты прав потребителей; в суд с исковым заявлением.
Законодательством о защите прав потребителей предусмотрен досудебный порядок рассмотрения споров как обязательная стадия процесса защиты прав потребителей, т. е. обращение потребителя или общества защиты прав потребителей с письменным заявлением к продавцу (исполнителю).
Письменная претензия потребителя должна содержать: Ф.И.О. и адрес заявителя; наименование и фактическое местонахождение продавца (исполнителя); обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии в свободной форме; нарушенные права потребителя; условия обязательств, нарушение которых вызвало претензионное требование; обоснованная сумма материальных требований с расчётом; предупреждение о последующем обращении за защитой прав в суд в случае неудовлетворения претензии.
Заявление необходимо отправить письмом с уведомлением. Продавец (исполнитель) в течение 10 дней обязан дать ответ на заявление. При несоблюдении этого требования потребитель или общество защиты прав потребителей имеют право обратиться в суд с исковым заявлением. Общий срок исковой давности составляет 3 года. На споры, связанные с причинением вреда жизни и здоровью, исковая давность не распространяется. Дела о защите прав потребителей рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства. Для принятия искового заявления судом к рассмотрению заявитель должен уплатить государственную пошлину 1% от суммы материального иска и 50% минимального расчетного показателя (1 МРП – 1 618 тенге) при взыскании морального вреда. Общество защиты прав потребителей при подаче исковых заявлений от уплаты государственной пошлины освобождается. Вместе с требованиями о взыскании материального ущерба и возмещения морального вреда потребитель имеет право потребовать неустойку в размере 1% в день от стоимости товара (п. 4 ст. 14 Закона о защите прав потребителей).
В Атырау -1