Атырау, 7 декабря 05:53
 облачноВ Атырау -1
$ 504.49
€ 587.73
₽ 6.57

Дебаты Семёна Уралова и Марата Шибутова: дискуссия о национализме, войне и союзнических отношениях на постсоветском пространстве

Видео
2 280 просмотров
Марат Шибутов (слева), Семён Уралов, коллаж "АЖ"
Марат Шибутов (слева), Семён Уралов, коллаж "АЖ"

В начале августа состоялись дебаты между российским политтехнологом Семёном Ураловым и казахстанским политологом Маратом Шибутовым о национализме, войне между Украиной и Россией и отношениями Казахстана и России.

Позиции сторон диаметрально противоположны. Уралов выступает защитником интернационализма, обвиняя оппонента в разжигании националистических настроений и работе на раскол русско-казахских отношений. Шибутов держит линию "государственного национализма", призывая Россию к жесткой политике безопасности и люстрации граждан с украинскими корнями.

Еще на старте Уралов начал выглядеть неубедительно, заявив о том, что Россия сильна, якобы, взятым из ордынской культуры умением договариваться. Историки могут припомнить, как Батый "вел переговоры" об установлении татаро-монгольского ига, в результате чего с 1237 по 1242 годы погиб или был угнан в плен каждый третий житель Руси. Плохое знание истории Ураловым задало тон всей дальнейшей дискуссии. 

Кульминационный момент — спор о природе русской идентичности. Шибутов нанес сокрушительный удар: "Русского народа нет в Конституции, у него нет прав коренного народа...  вы же русский человек, должны сопереживать своему народу."

Уралов попал в идеологическую ловушку: "Русский народ — это не национальность, это принадлежность культуре, мировой культуре... русским человеком может быть и казах, и тувинец, и еврей... это принятие ценностей, логоса нашей культуры."

Шибутов мгновенно добил: "Я зафиксировал, что Семен Уралов считает, что никаких русских нет... русские — это конкретный народ, самый большой белый народ в мире... вот эти рассказы, что принял ценности, это еврейские вещи." Парадокс был убийственным — иностранец защищал русскую идентичность в то время как русский интеллигент растворял ее в абстракциях.

Выяснив, что Уралов — бывший гражданин Украины, казахстанец и вовсе поставил под сомнение его идентичность, нанеся удар по "ядру" позиции Уралова: "Вы работали на Украине, рассказываете про украинскую интеллигенцию... это очень подозрительно смотрится." Уралов пропустил этот удар, начав длинное оправдание о семейных корнях.

Попытка Уралова контратаковать провалилась. Объявив Шибутова "прото-нацистом" за сравнение политики с биологической конкуренцией, он надеялся загнать противника в идеологический тупик. Но казахстанец  парировал: "Нацист — тот, кто придерживается национал-социализма. Я не придерживаюсь социализма", элегантно уклонившись от обвинения и сохранив инициативу. Уралов не нашел что ответить и был вынужден отступить.

Дебаты быстро ушли в личностную плоскость. Уралов рассказал драматическую семейную историю о деде-еврее, погибшем от националистического террора, и друзьях, убитых бандеровцами. Этот эмоциональный залп должен был дискредитировать национализм как явление, но Шибутов хладнокровно проигнорировал личную драму оппонента и нанес встречный удар: "Казахи не любят пострадавших, потому что жертва — это слабые." Циничный ответ обесценил всю эмоциональную артиллерию Уралова.

Еще одно важное столкновение произошло вокруг военной тематики. Шибутов требует от России "военной логики" — люстрации выходцев с Украины, включая самого Уралова. Политтехнолог нашел болевую точку противника, контратаковав: "Слушать советы о работе ФСБ от жителя страны, где глава КНБ участвовал в заговоре — это фарисейство." Один из немногих сильных ходов Уралова.

Финальный размен продемонстрировал преимущество Шибутова. Когда Уралов попытался уличить его в незнании русского языка ("львовчанин" вместо "львовянин"), казахстанец грубо, но эффективно отбился: "Мне насрать на Львов... мы не сдаем экзамен по филологии." Попытка Уралова превратить дебаты в урок русского языка провалилась с треском.

Итог — техническая победа Шибутова. Несмотря на эмоциональную силу выступления Уралова, казахстанский политолог контролировал ход дискуссии, методично разбирал биографию противника и не дал себя загнать в идеологические рамки. Его тактика "а судьи кто?" оказалась более эффективной, чем попытки Уралова апеллировать к высоким принципам интернационализма.

Аудиозапись дебатов Уралова и Шибутова

Стенограмма дебатов Уралова и Шибутова

29 августа, 00:54

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.