
Правительство России планирует отказаться от продолжения углубления Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) до 4,5 м, что может напрямую сказаться на интересах Казахстана.
Как отмечает Коммерсантъ, причиной стали высокая стоимость дноуглубительных работ, обмеление Каспийского моря и низкая востребованность глубокосидящих судов: доля кораблей с осадкой 4,2–4,5 м составляет лишь около 6%.
В 2023–2024 годах на углубление канала было потрачено более 7,5 млрд рублей, однако падение уровня воды в Каспии вынудило увеличивать объемы выемки грунта, что сделало проект экономически неоправданным. По прогнозам Росгидромета, обмеление моря продолжится в ближайшие 10–15 лет. Только за 2024 год уровень Каспия снизился до отметки –29 м, а к концу 2025 года ожидается дальнейшее падение ещё на 25 см.
Для Казахстана остановка российских работ может свести на нет усилия по углублению собственных акваторий. Так, дноуглубление пока завершено лишь в небольшом порту Курык, а работы в ключевом порту Актау откладываются: их обещали начать в июле 2025 года, но до сих пор старт так и не дан.
Как сообщает Inbusiness.kz транзит через Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) продолжает расти, но темпы замедлились. По данным Минтранса РК, за последние пять лет грузопоток увеличился в шесть раз, до 4,5 млн тонн, однако в первом полугодии 2025 года рост составил лишь 7% к прошлогоднему уровню.
Эксперты предупреждают: если уровень Каспийского моря продолжит снижаться, а масштабные дноуглубительные проекты не будут реализованы, пропускная способность маршрута резко сократится. Это может подтолкнуть страны Центральной Азии к более активному развитию альтернативных железнодорожных и автомобильных коридоров в обход акватории Каспия.
В Атырау -1