Атырау, 7 декабря 09:05
 облачноВ Атырау +1
$ 504.49
€ 587.73
₽ 6.57

Введение рынка мощности не достигло целей - АЗРК

1 252 просмотра
иллюстративное фото
иллюстративное фото

Агентство по защите и развитию конкуренции провело анализ состояния конкуренции на рынке электрической мощности.

На данном рынке оказываются две основные услуги: по поддержанию готовности электрической мощности и по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки.

По результатам анализа установлено, рынок услуги по поддержанию мощности является высоконцентрированным. В Северной и Южной энергетических зонах доминирующее положение занимает группа лиц АО «Самрук-Энерго» с долей более 35%; в Западной зоне – ТОО «Мангистауский атомный энергетический комбинат», АО «Атырауская ТЭЦ» и ТОО «Karabatan Utility Solutions» с общей долей более 70%.

Рынок услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки признан монопольным – единственным поставщиком услуги является ТОО «РФЦ по ВИЭ». Основной целью введения в 2019 году рынка мощности являлось привлечение инвестиций на введение новых и поддержание существующих мощностей.

Однако анализ показал не достижение целей введения рынка мощности. За шесть лет функционирования с момента его введения в 2019 году установленная мощность в стране увеличилась лишь на 129 МВт при полученном совокупном доходе участников рынка свыше 500 млрд тенге. При этом только 7% средств направлены на модернизацию, реконструкцию и обновление генерирующих мощностей, а оставшиеся 93% расходовались на поддержание рабочего состояния оборудования. При этом, в действующие тарифы на электроэнергию согласно законодательству уже включены, как операционные, так и капитальные затраты, включая на поддержание действующих мощностей, что подразумевало направление станциями дополнительно полученных средств на увеличение объемов выработки электроэнергии.

Несмотря на значительные доходы, уровень износа станций остался на уровне 2019 года – порядка 56%.

По расчетам экспертов, за 500 млрд тенге могла быть построена одна угольная электростанция мощностью 530 МВт либо пять парогазовых электростанций суммарной мощностью 1 150 МВт.

В связи с отсутствием государственного контроля за целевым использованием средств, получаемых от реализации станциями услуг поддержания мощности, Агентством в 2024 году инициированы поправки, предусматривающие осуществление такого контроля со стороны vинистерства энергетики. Однако на практике проводимый контроль ограничивается принятием отчетов станций об использовании средств. В результате, согласно представленной информации, средства от оказания услуг направлялись не на поддержание и увеличение мощностей, а на снижение кассовых разрывов по дебиторской задолженности.

Таким образом, на рынке мощности отмечаются:

  • недостаточный контроль за целевым использованием средств,
  • недостижение целей введения рынка по вводу новых мощностей и модернизации оборудования.

В этой связи, Агентством внесены рекомендации уполномоченному органу - Минэнерго:

— обеспечить гарантированный закуп плановых объемов электрической энергии у новых генерирующей мощностей, введённых в рамках тендерных процедур;

— инициировать поправки по внесению изменений в Правила утверждения тарифа по исключению из тарифа на производство электрической энергии затраты на амортизацию основных средств и ремонтные работы;

— инициировать поправки по отнесению услуг АО «КОРЭМ» по организации и проведению централизованных торгов электрической мощностью к общественно значимым рынкам;

— разработать и утвердить порядок направления средств ЭПО, за исключением ЭПО, использующих ВИЭ, энергетическую утилизацию отходов, полученных в рамках подпунктов 3) и 4) пункта 3-1 статьи 15-3 Закона, на поддержание готовности электрической мощности;

— вести раздельный учет доходов ЭПО от оказания услуги по поддержанию готовности электрической мощности в зависимости от способа ее реализации (ЭПО с ТЭЦ, через централизованные торги, заключенные ИС с МЭ и др.) с утверждением соответствующей формы отчетности;

— инициировать поправки в законодательство в части передачи функции по допущению к рассмотрению ИП от Совета рынка уполномоченному органу в области электроэнергетики;

— инициировать поправки в законодательство по внедрению испытательных заявочных проверок готовности генерирующих оборудований ЭПО к участию в балансировании, активируемых системным оператором;

— рассмотреть возможность ликвидации краткосрочных договоров на рынке мощности с ЭПО (ТЭЦ и ЦТ) с сохранением практики заключения долгосрочных договоров с инвесторами по строительству новых генерирующих мощностей;

— инициировать поправки в законодательство по отказу от приоритетности закупки электрической мощности у ЭПО, в состав которых входят ТЭЦ, и вывести данный объем на централизованные торги электрической мощностью;

— инициировать поправки в законодательство в части предоставления возможности потребителям рынка размещать информацию (объявление) об уменьшении/увеличении договорных объемов по услуге по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки в системе балансирующего рынка электрической энергии, принадлежащей АО «KEGOK», либо рассмотреть возможность продажи свободных мощностей потребителей на аукционных торгах.

21 августа, 16:07

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.