
Более 500 тысяч казахстанцев — около 5–6% всего работающего населения страны — зарабатывают через онлайн-платформы.
Наиболее активно развиваются такси и доставка, где конкуренция между сервисами «Яндекс.Go», InDrive, Wolt, Glovo и Chocofood/Рядом формирует рынок платформенной занятости. Исследование Urban Forum Kazakhstan и их подробный отчёт раскрывают, как устроена работа внутри этих экосистем, какие возможности они открывают и с какими рисками сталкиваются те, кто выбрал такой формат заработка.
Свобода графика, отсутствие прямого начальства и возможность быстро выйти на заработок привлекают исполнителей в экосистемы цифровых сервисов. Однако большинство работников платформ не верит, что налоги и официальная регистрация принесут им ощутимую пользу, и предпочитает рассчитывать исключительно на собственные силы.
Многие участники исследования Urban Forum Kazakhstan прямо заявляют: они копят на старость самостоятельно, не связывая свое будущее с государственными механизмами поддержки. 83% опрошенных формируют личные накопления, а к социальным гарантиям относятся с осторожностью. Оплачиваемые больничные отсутствуют, страховка от платформ покрывает только несчастные случаи и аварии, а единственная льгота при болезни водителя на арендованном автомобиле — отсрочка платежа за аренду на 2–3 дня.
При этом респонденты, уже работающие в статусе ИП, отмечают, что с официальной регистрацией чувствуют себя увереннее и имеют больший доступ к заказам. Но финансовые и юридические ограничения, а также страх увеличения налогового бремени остаются ключевыми барьерами для выхода из тени.
В декабре 2024 года в Астане и Алматы завершился пилотный проект нового налогового режима для водителей такси, проводившийся при участии «Яндекс.Такси», Министерства труда и социальной защиты населения и Комитета государственных доходов. Более 70 тысяч участников получили социальные гарантии, а налоги за них уплачивала сама платформа. Этот опыт рассматривается как модель для отдельного режима «Платформенная занятость», который хотят закрепить в новом Налоговом кодексе.
По планам правительства, к концу 2026 года все работающие через таксопарки должны перейти в официальный статус с обязательной регистрацией ИП. Одновременно обсуждается возвращение в законодательство понятия «самозанятый», что позволит части работников оставаться без ИП, но при этом выйти из серой зоны.
Авторы исследования подчеркивают, что ключевым условием устойчивого роста сектора станет укрепление доверия работников к налоговой системе и механизмам социальной защиты. По результатам интервью с курьерами и водителями выяснилось, что многие из них имеют неверное представление о своих правах. Так, часть респондентов, работающих по договорам гражданско-правового характера, считала, что их права регулируются Трудовым кодексом.
По мнению Urban Forum Kazakhstan, курьеры, водители и другие специалисты, работающие через цифровые платформы, должны ощущать прямую выгоду от официального статуса — возможность получать социальные выплаты, пользоваться системой страхования и рассчитывать на стабильность дохода. Для этого требуется совместная работа государства и самих платформ, а также прозрачность и понятность всех правил.
В Атырау -1