24-26 сентября в Актау прошёл инвестиционный форум, собравший около 500 делегатов из 35 стран мира. Обсуждались возможности создания новых производств в западном регионе страны.
ЧТО ТАМ В АСТАНЕ?
Идея проведения форума принадлежит АО НК «КМГ» при содействии акиматов трех западных областей страны: Мангистауской, Атырауской и Западно-Казахстанской. А материальную часть действа взяли на себя три оператора крупнейших нефтегазовых проектов в этом регионе: ТОО «Тенгизшевройл», консорциумы «НКОК» и «Карачаганак Петролеум Оперейтинг».
Если топ-менеджеры иностранных компаний были представлены практически в полном составе, то с высокопоставленными казахстанскими чиновниками оказалось не так хорошо. Как раз в первый день форума правительство в полном составе ушло в отставку, и заявленные в качестве спикеров министры не приехали. Всю остальную часть дня, как метко подметил советник председателя правления АО «НК «КазМунайГаз», выступающий посредником в переговорах по казсодержанию, лорд УЭВЕРЛИ, участники форума отслеживали кадровые перестановки в Акорде и парламенте через ipadы и мобильники, а затем бурно обсуждали назначения во время перерывов на кофе-брейк.
НЕ ПОВТОРИТЬ ЖАНАОЗЕН
Выступления главного посредника и вице-министров в основном свелись к обмену любезностями и цитированию общеизвестной информации. А подоплёку нынешнего форума раскрыл председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» Ляззат КИИНОВ. Из его выступления следовало, что иностранные компании так же, как и мы, заинтересованы в создании новых производств в западном регионе Казахстана. Отдельно был отмечен фонд бывшего президента США Билла Клинтона.
- Главной причиной прошлогодних событий в Жанаозене стал прежде всего высокий уровень безработицы. Если у человека нет работы, у него нет и перспектив для жизни. Причем, эта проблема актуальна не только для Мангистауской области. Заканчивается строительство завода «Болашак» в рамках Северо-Каспийского проекта в Атырауской области, в результате которого высвободятся тысячи человек. Нужно думать, куда безболезненно их трудоустроить.
По мнению Киинова, иностранные компании, решившие организовать свое производство в регионе, не останутся в накладе ввиду расширения рынка сбыта после вступления Казахстана в Таможенный союз.
ДЕВЯТЫЕ В МИРЕ
Вице-министр нефти и газа Берик ТОЛУМБАЕВ обрисовал положение дел в отечественной нефтянке. По его словам, по подтвержденным запасам нефти (5,3 млрд. тонн) Казахстан находится на девятом месте в мире. За последние 20 лет добыча нефти выросла более чем в 3 раза, газа - в 5 раз. И Казахстан - одна из немногих стран, которые ещё не достигли пика в добыче.
Среди разрабатываемых сегодня месторождений – Тенгиз, Кашаган, Сатпаев, участки «N», Жемчужина, Джамбыл. Среди планируемых – участок Абай, проекты Хвалынское и Центральное.
- И это не полный перечень проектов, с которыми мы связываем увеличение нефтедобычи, - заметил Толумбаев.
Вице-министр подробно остановился на Тенгизском и Кашаганском проектах. И он, и другие участники форума много говорили о Проекте Будущего расширения ТШО, поскольку именно в этом проекте планируется занять большое количество казахстанских компаний. Но ни один из спикеров, в том числе Толумбаев, не упомянул тот факт, что ПБР не получил одобрения Министерства охраны окружающей среды РК (МООС). Между тем представители ТШО в выступлении на одной из сессий сообщили, что работы по проектированию в разгаре, а строительные работы начнутся уже в 4-м квартале этого года.
В целом текст выступления вице-министра практически слово в слово повторял заявление его шефа Сауата МЫНБАЕВА, сделанное годом раньше. В частности, по словам Толумбаева, остается неопределенность по второй фазе Кашаганского проекта. Что касается первой фазы, то срок начала нефтедобычи остается прежним: декабрь 2012 – июнь 2013 года. Объем добываемой нефти в фазе №1 планируется от 370 до 450 тысяч баррелей в день.
Толумбаев также сообщил о планах построить в стране еще один НПЗ, но не уточнил, в каком регионе.
МНЕ БЫ ВАШ ОПТИМИЗМ
На форуме был подписан меморандум с китайской национальной нефтегазовой корпорацией о создании в одной из западных областей совместного предприятия по производству высокотехнологичного нефтегазового оборудования. Место его дислокации тоже не назвали.
Г-ну Толумбаеву я адресовала вопрос по фигурировавшему в его выступлении будущему флагману отечественной нефтехимии – газохимическому комплексу. Напомню, проект этого комплекса до сих пор не представлен общественности. Вице-министр связал задержку общественных слушаний по проекту с его сложностью:
- Поймите, это технологически сложное оборудование, заказы на изготовление которого размещаются за полгода, учитывая еще время на его доставку.
- Но ведь проект еще не готов, не утвержден общественностью, а, следовательно, не прошел госэкспертизу. О каком размещении заказов может идти речь?
- Это уже детали. Всё будет прекрасно! - оптимистично заявил вице-премьер, дружески похлопав меня по плечу.
Вкупе с ситуацией с ТШО вывод напрашивается сам собой: мнение общественности и отрицательный вердикт МООС – для нефтяников пустая формальность.
НОРВЕЖСКИЙ ВАРИАНТ
Еще один наболевший вопрос – казахстанское содержание, доля которого в вышеназванных крупных проектах не превышает 4%. На форуме говорилось, что низкий процент казсодержания обусловлен отсутствием производства высокотехнологичного оборудования, устаревшей производственной базой на предприятиях, дефицитом квалифицированных отечественных кадров.
В качестве рецепта предлагается норвежский опыт, который был презентован региональным директором норвежской отраслевой ассоциации «INTSOK», Шуром E БРАТЛАНДОМ. После его выступления в кулуарах шептались, что норвежцы со своими нефтяными запасами всё делают по уму - не то, что мы.
Чего стоит один Закон о нефти, принятый в Норвегии еще до начала разработки месторождений. Не могу удержаться, чтобы не привести главные принципы:
1. Нефтяные ресурсы должны управляться с долгосрочной перспективой
2. Все общество должно извлекать выгоду от ресурсов
3. Ресурсы должны использоваться как гарант поступлений в бюджет
4. Нефтегазовые ресурсы должны приносить выгоду общему благосостоянию, занятости населения, окружающей среде и промышленному развитию
5. Должны учитывать региональные интересы
Причем Братланд не скрывал, что на первых порах у них тоже были сложности при «норвегизации» нефтяного сектора, когда доминировали интересы компаний США и Франции.
По словам норвежца, сильное влияние на развитие отношений с иностранными работодателями оказывали профсоюзы. Сыграли роль и преференции местным компаниям перед иностранными, но без угрозы для экономической эффективности.
Другой важный момент: профильное министерство тщательно мониторило тендерные процессы в нефтяных проектах, поэтому норвежские сервисные компании заблаговременно получали необходимую информацию по тендерам. На сегодня Норвегия является третьим экспортером нефти и газа в мире, нефтегазовый сектор ориентирован на развитие технологий, производство товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью.
«ОТКАТЫ» И «АДВОКАТЫ»
Наша же действительность такова, что отечественным сервисным компаниям путь к тендерной информации и стратегическим планам в крупных нефтегазовых проектах закрыт. На что сервисники и жаловались на сессиях форума. Впрочем, особой поддержки у спикеров они не нашли. А один из известных людей, руководящий, кстати, организацией, обязанной защищать права казахстанских производителей, уж очень рьяно заступался за ТШО.
Между тем в кулуарах бизнесмены жаловались на коррупционную составляющую в тендерных процедурах и систему «откатов» - как в национальных, так и в иностранных компаниях. Ввиду чего «лакомые» объемы получают сомнительные фирмы иностранного происхождения или аффилированные конторы «агашек» из отечественных нацкомпаний.
Волнует наших предпринимателей, устоит ли неокрепший отечественный производитель или сервисная компания на ногах после вступления Казахстана в ВТО, когда ему придется конкурировать с мировыми производителями товаров и услуг? По словам норвежцев, прошедших те же трудности, выход – в создании совместных предприятий на территории страны.
В последний день форума, между акиматом Мангистауской области, КМГ и иностранными компаниями были подписаны меморандумы по созданию индустриального парка в г. Жанаозен и других новых производств, в частности, на базе Свободной Экономической Зоны «Морпорт Актау».
Была также подписана Актауская декларация о совместных действиях между КМГ и крупными нефтегазовыми операторами ТШО, НКОК и КПО.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото автора