Атырау, 27 апреля 20:21
 ясноВ Атырау +15
$ 443.35
€ 475.54
₽ 4.82

Ударники педагогического труда

10 693 просмотра

Мать атырауской второклассницы написала заявление в областную прокуратуру и департамент по защите прав детей с жалобой на действия учительницы. Женщина обвиняет педагога в том, что та подняла руку на ребёнка.

 

ТЯЖЁЛАЯ НЕДЕЛЯ

Второклассницу Айгуль (имена здесь и далее изменены.– З. И.) с 1 сентября перевели в новый класс. С тех пор, по словам матери, у отличницы и умницы начисто пропал интерес к школе. Более того, девочка отказывалась делать уроки, постоянно была подавлена, чуть что – в слезы.

– Айгуль  всегда самостоятельно и с удовольствием делала уроки. А тут сидит, плачет, говорит, что плохо слышит левым ухом. Стала выяснять, и то, что она рассказала, просто шокировало меня. Оказывается, во время ответа у доски учительница Ольга Петровнаударила Айгуль по уху. По словам девочки, за неделю пребывания в новом классе она видела, как учительница позволяет себе поднимать руку и на других детей, – рассказывает мама девочки Гульсум.

В тот же вечер Гульсум попыталась подать заявление в ГОВД, оттуда её направили по месту жительства в опорный пункт, расположенный в микрорайоне Алмагуль-2. Там, сославшись на усиление, попросили прийти утром. На следующий день, напрасно прождав нужного сотрудника, Гульсум направилась в областную прокуратуру. Одним словом, чтобы официально оформить заявления и получить на руки талоны-уведомления о том, что их приняли, у женщины ушло два дня.

 

«НУ, ПОГОРЯЧИЛАСЬ ОНА»

Мы намеренно подробно остановились на том, как непросто было матери оформить жалобу на педагога. Тема рукоприкладства в садиках и школах – очень деликатный вопрос. Многие дети сталкивались или были свидетелями грубого обращения воспитателей и учителей. Эта тема часто обсуждается среди родителей, но не находит своего публичного выражения. Вот и в этот раз, узнав, что мать настаивает на расследовании, официальные лица, которые по долгу службы обязаны защищать права граждан и особенно детей, выражали вашему корреспонденту сомнение, следует ли вообще поднимать этот вопрос. Сказать прямо они не решались, но в их вопросах – «а что, учитель прям так сильно ударила девочку, что она теперь не слышит? Разве нельзя было решить вопрос на уровне руководства школы?» явно отражалось: ну, подумаешь, накричала учитель, ну, стукнула сгоряча, с кем не бывает. Словно, если педагог не покалечил ребёнка или извинился, то инцидент исчерпан.

– А психика?! Проведённое нами недавно анкетирование свидетельствует, что дети и так очень болезненно воспринимают психологическое давление со стороны учителей, то, что педагог может накричать на них, – говорит психолог Нелли КУЛИКОВСКИХ. – А уж рукоприкладство со стороны учителя, тем более в отношении такого маленького ребёнка, вообще недопустимо. К сожалению, в наших школах нет специальных конфликтных комиссий, которые бы занимались расследованием и решением таких инцидентов. Хотя практика показывает, что современным школам они просто необходимы. В данном случае со всеми участниками должны работать психолог и медиатор, чтобы мирно урегулировать этот вопрос: возможно, родители ждали откровенного разговора, искренних извинений или хотят перевести ребёнка в другой класс. Надо иметь в виду и то, что педагоги сегодня несут колоссальную физическую и моральную нагрузку, и они тоже нуждаются в помощи психологов.

 

ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА

Руководство школы не было расположено давать какие-либо комментарии по поводу случившегося. Директор школысначала всё отрицал: жалобы не было, рукоприкладства не было. Затем, поняв, что это бесполезно, ушёл в глухую оборону. Нам удалось узнать лишь, что у педагога большой стаж работы и прежде на неё родители не жаловались. Ребёнок тоже хороший, спокойный, прекрасно учится и ранее не доставлял хлопот учителям.

Будем разбираться, – резюмировал он.

Диалога с Ольгой Петровной тоже не получилось. Она не отрицала, что инцидент был, но настаивала, что слово «ударила» в данном случае не подходит. Я попросила её рассказать, что случилось, и самой подобрать подходящее выражение. Она предпочитала отмалчиваться и лишь время от времени повторяла:

Такой силы удара не было...

– Значит, удар все-таки был?

– В моей практике не было, чтобы я била детей, может, просто не сдержалась…

Как нам удалось узнать, после случившегося учительница продолжала вести занятия. Мой вопрос, пыталось ли руководство школы решить этот вопрос при помощи психолога, почему-то возмутил Ольгу Петровну:

Мне что, по-вашему, теперь из-за этого ходить к психологу?!

Заявление мы приняли, получили объяснения учителя, переговорили с руководством школы. Готовим ответ на заявление, – говорит начальник отдела мониторинга департамента по защите прав детей Асан РАУШАНОВ. Но на вопрос, какова практика расследования в таких случаях и какие меры принимаются в интересах ребёнка, он ответить затруднился. Лишь добавил, что заявление такого характера первое в его практике.

 

КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА

Адвокат Гульсим САБИРОВА, к которой мы обратились за комментариями, отметила, что в случае, когда взрослый поднимает руку на ребёнка, законные представители последнего должны бить во все колокола. Первым делом необходимо обратиться к директору школы с письменным заявлением. Второй экземпляр письменной претензии, на которой должно расписаться должностное лицо, оставьте у себя. На письменную претензию администрация учебного заведения обязана будет дать письменный ответ. Самое главное, что необходимо уяснить родителям – для того чтобы в административном суде (а данное дело относится к этой категории) обидчик вашего ребёнка получил наказание, нужна доказательная база. Разговор с директором и учителями желательно записывать на диктофон, привлекать к делу свидетелей – родителей других детей, которые тоже испытывали давление со стороны учителя; можно вести видеосъёмку. Однако припомнить хоть один случай, когда подобная жалоба была предметом судебного разбирательства, нам с адвокатом не удалось. Разве что тот дикий случай, когда учитель кинул в ребёнка молоток и пробил ему череп.

Сдать своё заявление в полицию и получить направление на судмедэкспертизу Гульсум смогла только через четыре дня после инцидента. Впрочем, для неё важно доказать не степень тяжести вреда, нанесённого её дочери. Дело не в силе удара, а в самом принципе: учитель не должен поднимать руку на ребенка, уверена мать.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

 

P.S. Когда статья уже была готова к печати, мы созвонились с Гульсум. Она сообщила, что после неоднократных и настойчивых просьб со стороны учительницы встретилась с ней. 

– Она очень просила о прощении за свое поведение. Мне показалось, что она была искренней. Рассказала, что одна воспитывает дочь, а увольнение станет для неё позором. Врачи утверждают, что проблемы с ухом у моей дочери являются следствием удара, но это лечится – рассказала Гульсум. Я всё-таки решила простить её и буду отзывать заявление. Но в этом классе и в этой школе Айгуль учиться не будет – она сама категорически отказывается, и я не хочу. Буду переводить её в другую школу.

С учётом этих обстоятельств в последний момент из статьи ушла конкретика (фамилии, название школы). Но «педагогическое рукоприкладство» остаётся серьёзной проблемой. 

27 сентября 2012, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz