14 сентября в областном музее изобразительного искусства открылась семейная выставка художников, супругов Манарбека ДАВЛЕТЬЯРОВА и Эльмиры ЖУМАБАЕВОЙ, а также их детей – сына Амина (7 лет) и дочери Элиф (3 года).
Эту экспозицию под весьма оригинальным названием «МанЭ» (сложенным из имен Манарбек и Эльмира) открыла известный искусствовед Мария ЖУМАГУЛОВА, которая в увлекательной форме рассказала о творчестве семейной династии. На выставке представлено около 100 картин.
ФРАНЦУЗСКАЯ ДУША В КАЗАХСКОЙ ЛИРЕ
В наш прагматический век Эльмира сумела сохранить романтическое восприятие жизни. Она влюблена в искусство французского модернизма, при этом «французский образ жизни» прошедшего столетия у неё перекликается с современностью, с казахскими мотивами. Картины её сложны по композиции. В одном её произведении могут присутствовать разные жанры: и натюрморт, и портрет, и пейзаж, и интерьер. Это высокое мастерство.
Эльмира в детстве занималась балетом и музыкой, и они являются доминирующими темами в её творчестве. Она много работает в технике «сухой пастели», которая, к сожалению, сейчас, как акварель и графика, уходит в прошлое. Но только не терпящая суеты пастель может тонко передать образы и атмосферу балета и музыки.
ПОЛЁТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ
Манарбек, получив художественное образование, долгое время не писал, перепробовал много разных профессий, прежде чем всё-таки посвятить себя творчеству. Во многом на это повлияла его встреча с Эльмирой (кстати, они и познакомились на художественной выставке), которая к тому времени уже была обладательницей Гран-при международного фестиваля «Шабыт».
Работы Манарбека – радужный калейдоскоп, в котором доминируют светлые и чистые цвета. Его герои обретают крылья и у него много сцен полета человека, что можно видеть на картинах «Вдохновение», «Ловец счастья» и др.
Интересно написан им портрет нашего знаменитого земляка Тимура БЕКМАМБЕТОВА. Картина, несмотря на кажущееся внешнее несходство, передает именно внутренний мир известного кинорежиссера.
ПО СТОПАМ РОДИТЕЛЕЙ
В работах 7-летнего Амина и 3-летней Элиф, несмотря на их малый возраст, уже можно видеть законченные композиции. У Амина превалируют техногенные изображения, фантастические образы, исполненные в графике, порой без отрыва руки от поверхности листа. А маленькая Элиф уверенно заполняет пространство бумаги причудливыми животными или смело пользуется контрастными красками. Ну, прямо «импрессионизм» в его детском варианте! Но у них ещё всё впереди.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
(ИСКУССТВО И РЫНОК)
В нашу эпоху искусство сильно коммерциализировалось. Если на Западе люди покупают маленькие картины, при условии, что они сделаны с достаточным мастерством, то наши люди, в основном для украшения интерьера, приобретают большие, монументальные работы. В большинстве случаев это отпечатанные на принтере репродукции-постеры, завезенные из Китая или Эмиратов.
При этом невольно вспоминаешь богатые коллекции живописи, собранные когда-то меценатами Саввой Морозовым, братьями Третьяковыми и другими, теми, кто не только строил заводы, но и вкладывал деньги в искусство, оставив потомкам всемирно известные полотна. Как хотелось бы, чтобы в эпоху «большой нефти» работы и наших талантливых художников были востребованы, чтобы мы смогли сохранить и оставить будущим поколениям богатое, не подвластное времени духовное наследие.
Зинат УРЫНБАСАРОВА