Печальная судьба предначертана городищу Сарайчик. Пока наши чиновники заняты воровством и дальнейшими разборками, древние города исчезают у нас на глазах.
Что мы сохранили, что у нас осталось от прошлого? Какие памятники? Ведь кроме Сарайчика, нам, атыраусцам, нечем похвастать перед другими цивилизованными нациями.
Приговор вынесен. Сарайчик, как последний оплот нашей старины, безмолвно и тихо погибает. Отсутствие чувства причастности к нашей культуре порождает такое равнодушное отношение.
Вообще, город Атырау давно стал городом временщиков, людей, у которых нет привязанности ни к нашей земле, ни к нашей истории. В советские времена, уходя на пенсию, верхушка власти переселялась в Алматы. Здесь они были временно. Современным чиновникам Лондон подавай.
Нам необходимо изменить своё сознание мелкого торговца, который не понимает истинную ценность нашего достояния – нашей истории. Мы должны, наконец, почувствовать, что это у каждого из нас почва уходит из-под ног, тогда, возможно, что-то изменится.
Наверное, настало время, когда надо принимать закон об ответственности за разрушение исторических памятников вследствие халатного отношения к ним.
Начиная с 1998 года предлагались различные варианты сохранения городища Сарайчик. Однако ни одно предложение не было осуществлено из-за безразличия и саботажа очередных областных чиновников, высокой стоимости предлагаемых проектов, безосновательных утверждений о якобы малой исторической ценности объекта, прочих проявлений глупости и недальновидности.
В 2007 году НПО области обратились к нескольким компаниям, включая национальную нефтяную компанию, с идеей о спасении древнего городища. Общественники предлагали компаниям относительно недорогой гидротехнический проект решения проблемы, заимствованный из народного опыта, неоднократно испытанный на практике при защите частных садов и домов, расположенных на крутых берегах реки.
Только одна компания – Аджип – проявила интерес к этому вопросу и даже разработала несколько вариантов спасения городища, используя технику и опыт в берегоукрепительных работах в районе Бисекты.
Стоимость проекта оценивалась примерно в 1 млн долларов. Однако в связи с событиями 2007-2008 годов, связанными с пересмотром контрактных обязательств иностранных компаний, задействованных в Кашаганском проекте, Аджип не смог продолжить работу над проектом.
Зинат УРЫНБАСАРОВА