Атырау, 13 мая 12:49
 будет пасмурноВ Атырау +18
$ 439.40
€ 473.54
₽ 4.76

Опасность с юга

10 322 просмотра

Запах тухлых яиц давно стал визитной карточкой нефтяной столицы. Регулярно, преимущественно глубокой ночью, горожане задыхаются от ядовитых выбросов из разных источников. Надо сказать, что по сравнению с другими крупными промышленными городами Атырау считается более благополучным,  благодаря хорошей продуваемости. Но ветер не только наше спасение, но и наш бич.

ОТКУДА ВЕТЕР ДУЕТ?

АНПЗ находится в южной части города. Поэтому выбросы с завода разносятся по всему городу при ветре с юга. Ветер с юго-востока несёт заводские выбросы на Балыкши, парк Победы, микрорайоны Авангард, Лесхоз и Сарыкамыс. Ветер с юго-запада относит вонь на Химпоселок и далее в степь. Ветра с северных направлений уносят газы к морю, и нас не интересуют.

Итак, по данным областного филиала РГП «Казгидромет», в течение 2011 года в Атырау преобладал ветер с юго-востока и юго-запада; намного реже дуло прямо с юга – к нашему счастью. Но это «средняя температура по больнице».

Самый неприятный для нас ветер с юга (всего 4% времени в году) чаще дует в феврале, марте, июле, сентябре и ноябре (примерно по 2-2,5 дня в месяц).

А вот самый опасный для Авангарда и других районов северо-западной части города ветер с юго-востока (9% времени в году) чаще всего дует в декабре-январе (6 дней в месяц), октябре (4 дня). И лишь с июня по август со стороны завода тянет ароматами реже – всего 1-2 дня в месяц.

Что касается юго-западного ветра в сторону Химпосёлка, то максимум «вонючих» (по вине конкретно АНПЗ, а не пропарочной станции) дней приходится на апрель (4 дня в месяц), июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь (по 3 дня). Впрочем, и в остальные месяцы со стороны завода дует довольно часто. Исключение – январь, когда на Химпосёлок со стороны завода вообще не дует.

ЧТО ДЕЛАТЬ-ТО?

Руководитель экологического НПО «Тан» Шынар ИСТЕЛЕУОВА:

– В свое время мы просили АНПЗ дать схему розы ветров относительно населённых пунктов. Также делали запросы в департамент экологии, просили дать схему расположения крупных промышленных предприятий (действующих и будущих). Но нам прислали только список предприятий.

У нас не имеют представления о такой вещи, как экологическая медицина. В развитых странах заболевание привязывают к степени загрязненности окружающей среды в той или иной местности. У нас такой практики нет. Если бы она была, тогда бы мы говорили не о ПДК, а о суммарной нагрузке вредных выбросов на организм человека. Мы бы знали, что происходит с нами при накоплении ядов за год, за 5 или 10 лет.

Начальник областного управления здравоохранения Мендыхан УТЕПКАЛИЕВ:

– Чтобы связывать заболеваемость с экологией, нужно проводить фундаментальные научные исследования, нужна серьёзная доказательная база.

Директор департамента экологии по Атырауской области Ербол КУАНОВ:

– В свое время, когда я был в Америке, встречался там с учёными, никто не мог ответить на мой вопрос – существует ли доказанная причинно-следственная связь заболеваний с плохой экологией. Мы знаем, что многие научные центры проводят такие исследования, но результатов никто не видит. К примеру, взять наших врачей – они ведь всегда пишут со слов пациента. А на что обычно жалуется больной? Съел мороженое, выпил холодную воду и т. д. Никто ведь не говорит, что вот, мол, надышался сероводородом, и из-за этого обострилась ангина. Поэтому мы не знаем причинной связи, мы не связываем рост заболеваемости, например, органов дыхательных путей с превышением ПДК по сероводороду. Уже второй год республиканский Центр охраны атмосферного воздуха ведёт исследование по воздействию АНПЗ и других производственных объектов в черте города на окружающую среду и здоровье населения Атырау. Если будет финансирование, в 2013 году должны завершить медицинскую часть исследования. Тогда будет видно.

По данным областного управления здравоохранения за 2010 и 2011 годы, в области наблюдается рост следующих заболеваний: нарушение кровообращения с 1 907 до 2 229 случаев, злокачественные новообразования – с 164 до 165, врождённые аномалии – с 98 до 132, болезни органов дыхания – с 11 156 до 11 494, сахарный диабет – с 128 до 136. Смертность из-за злокачественных новообразований выросла за год с 88 до 91 случая, из-за болезней органов дыхания – с 9 до 20.

ПРОФЗАБОЛЕВАНИЯ? ИХ НЕТ У МЕНЯ

Что касается профессиональной заболеваемости, то за всю историю существования завода не было выявлено ни одного такого случая.

– Мы профзаболевания не выявляем, – говорит начальник отдела по надзору за промышленными предприятиями департамента Комитета госсанэпиднадзора по Атырауской области Айгуль ИСКАКОВА. – У завода есть свой медпункт и своя ведомственная лаборатория, там работают врачи, делают мониторинг, сдают отчёты по листам нетрудоспособности. В конце года мы анализируем состояние заболеваемости и пишем отчёты. Но сколько существует завод, не было ни одного случая профзаболевания. Мы с трудом в это верим. Потому что раз это промышленный объект, то в любом случае там есть вредные факторы.

По данным областного департамента госсанэпиднадзора, заболеваемость с временной утратой трудоспособности на АНПЗ возросла с 729 до 1 051 случая (данные за первые полугодия 2010 и 2011 годов соответственно). Отмечается рост болезней глаз, уха, периферической нервной системы, случаев гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, острого фарингита и других болезней верхних дыхательных путей, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Сауле ТАСБУЛАТОВА

20 сентября 2012, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz