
Одна из самых ценных экспозиций Атырауского областного историко-краеведческого музея – палеонтологическая коллекция, свидетельствующая о богатстве и разнообразии доисторического мира Прикаспия.
Продолжая экскурсию по музейным залам, нельзя не обратить внимание на этот хоть и скромный, но впечатляющий палеонтологический уголок. В экспозиции представлены мамонты, доисторические олени, носороги, быки, – разумеется, не сами животные, а их кости, найденные в разные годы второй половины ХХ века и нынешнего столетия. Все экспонаты датируются кайнозойской эрой – это текущая эра геологической истории Земли, которая охватывает период от 66 млн лет назад до наших дней.
Самый живой интерес, особенно у юных посетителей музея, вызывает всё, что связано с мамонтами. К слову, эти гиганты, пожалуй, наиболее изученные представители фауны того времени. Мамонты появились в этой эре предположительно около 5 млн лет назад и вымерли примерно 4-10 тыс. лет назад.
Все имеющиеся в музее фрагменты скелетов мамонтов были найдены на территории Атырауской и Западно-Казахстанской областей: зубы, бивни, ребра и другие части опорно-двигательного аппарата.
Самая «свежая» находка – тазобедренная кость мамонта – относится к 2019 году. Ее обнаружил житель Индерского района на берегу реки Урал, длина ее составляет более одного метра, а вес свыше 25 кг.
Примечательно, что все находки были сделаны либо на берегу, либо в самой реке, а если говорить про нашу область, то исключительно в Махамбетском или Индерском районах, т. е. там, где протекает Урал. К примеру, один из зубов мамонта запутался в рыбацких сетях.
В связи с этим наряду с гипотезой, что эти животные когда-то обитали в наших краях, в научных кругах существует и другое мнение – их кости просто принесло течением с верховьев.
К сожалению, далеко не все уникальные находки попадают в руки ученых, в музеи. Наш известный историк-краевед Вячеслав Афанасьев рассказывал, как однажды отправился со школьниками в турпоход к легендарному городищу Сарайшык. Было это в конце 50-х. Сельчане поведали, как несколько лет назад местные рыбаки вытащили вместе с сетью несколько огромных костей. Две из них повезли в город, в музей, рассчитывая сдать за вознаграждение, но получили отказ.
Вернувшись домой, раздосадованные мужики побросали все свои находки обратно в реку! Все, кроме одной. Ее-то и выпросил Вячеслав Константинович, сфотографировал в трех проекциях и отправил снимки в Московский институт палеонтологии Академии наук СССР, откуда вскоре получил ошеломляющий ответ: «Это берцовая кость мамонта…».
Уже в нынешнем столетии в Индере (опять-таки на берегу), с интервалом в два года были найдены огромные черепа мамонта и доисторического носорога. Но, увы, мамонта кто-то быстро увез на грузовике в неизвестном направлении, а сумма, которую запросил обладатель второй находки, оказалась неподъемной.
– А кости динозавров есть? – спрашиваю я.
– Нет. Только их собратьев по семейству «завров», – улыбается заведующая отделом экскурсионно-массовой работы Галия Назарбекова. – В эпоху, когда здесь плескались воды древнего океана Тетис, в нем обитали такие крупные водные рептилии, как ихтиозавры, мозазавры и плезиозавры.
Позвонки и зубы этих животных, а также другие не менее уникальные экспонаты, найденные на меловых горах Актолагай и Аккегершен, находятся в палеонтологическом музее в Жилгородке (филиал историко-краеведческого). Этот музей – детище ныне покойного исследователя-краеведа Юрия Пастухова – является единственным в Казахстане палеонтологическим музеем мезозойского периода.
Впрочем, по словам, Г. Назарбековой, один вид настоящего динозавра в нашей области, возможно, всё-таки обитал. Нашли всего два позвонка, которые описал палеонтолог Анатолий Рябинин почти сто лет назад, в 30-х годах. Назвали его, кстати, в честь реки Эмба – эмбазавр! Считается, что жил он около 140 млн лет назад.
Сейчас точное местонахождение позвонков эмбазавра неизвестно.
Лев ГУЗИКОВ
Фото предоставлены музеем