Атырау, 5 декабря 07:42
 облачноВ Атырау +4
$ 499.65
€ 582.89
₽ 6.47

Смертельный монумент: в Атырау идёт суд по делу о гибели девочки в парке Победы

Видео
3 967 просмотров
После трагедии в парке Победы все бюсты были демонтированы и огорожены
После трагедии в парке Победы все бюсты были демонтированы и огорожены

Еще до начала судебного разбирательства семья погибшей и их адвокат обратились в редакцию, выразив несогласие с ходом следствия. В суде они продолжают настаивать на объективности расследования.

Напомним, 25 июня прошлого года в городском парке Победы в результате падения бюста погибла 7-летняя девочка. Тяжёлые травмы также получили её младший брат и отец.

Досудебное расследование велось по пункту 3 статьи 306 УК РК («Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»). По этой статье предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от четырёх до восьми лет. Дело завершилось 30 декабря, а основное судебное разбирательство началось 31 марта.

История памятников

Памятники героям Великой Отечественной войны установили в 2020 году за счёт спонсорских средств. В парке Победы разместили 14 бюстов. После трагедии аким Атырау Шакир КЕЙКИН поручил провести проверку их технического состояния. Её выполнило ТОО "QRG Geo", выигравшее тендер на сумму 2 миллиона 100 тысяч тенге.

Заместитель акима Тлек МАХУОВ сообщил, что состояние всех 14 памятников признано неудовлетворительным. После трагедии их оградили турникетами и восстановили к 80-летию Победы с последующей передачей на баланс коммунальной собственности.

Ранее в акимате даже не знали, кто является балансодержателем этих объектов — памятники оказались бесхозными. Для сравнения: состояние других восьми памятников, находящихся на балансе акимата, признано удовлетворительным.

Ход дела и обвинения

Но вернемся к девочке, которая, так и не оправившись от травм, скончалась в больнице. Уголовное дело возбудили в отношении индивидуального предпринимателя, занимавшегося установкой памятников.

Адвокат Айбар КОСЫМБАЕВ, представляющий интересы пострадавших, утверждает, что их установка велась с грубыми нарушениями закона «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», а также приказа №103 Министерства культуры и спорта РК, который требует проведения открытого конкурса.

Если бы все требования были соблюдены, трагедии можно было бы избежать, — считает адвокат. — Закон требует проведения открытого конкурса, выбора подрядчика и заключения контракта. Но конкурс не проводился. Аким и его заместитель поручили перевести деньги подрядчику устно и письменно.

Адвокат и отец девочки также требовали возбудить дело против экс-акима города Кайрата УРАЗБАЕВА и его заместителя Улугбека ТНАЛИЕВА, занимавших должности в момент установки памятников. Однако в этом им отказали.

Департамент полиции и прокуратура отказались возбуждать дело по статье 361 УК РК («Злоупотребление должностными полномочиями»). Мы считаем, что в Казахстане не ценится жизнь человека. К кому обращаться, если прокуратура отказывается возбуждать дело при явных нарушениях? К президенту или к Богу? — говорит адвокат.

Также он сообщил, что индивидуальный предприниматель установил памятники без проектной документации и согласования мест размещения. Ещё в июле прошлого года дело выделили в отдельное производство, но ни Уразбаева, ни Тналиева тогда не допрашивали.

«Нас никто не слушает»

Отец девочки Айдос САДЫРОВ считает, что следствие не выявило истинных виновных:

Мы обращались в прокуратуру, полицию, но нас никто не слушает. Виновным сделали одного человека.

Он сообщил, что памятники крепились всего одной арматурой, которая не выдержала порыва ветра. Очную ставку с фигурантами дела, по словам адвоката и отца девочки, так и не провели.

— В тот день шёл дождь, и мы укрылись за памятником. Порыв ветра сбил конструкцию, и она рухнула на нас. Сын стал инвалидом по зрению — после травм у него ухудшилось зрение. Моя семья пережила шок. Жена в глубокой депрессии. У меня самого после смерти дочери начались проблемы с сердцем, — говорит Айдос.

Он также сообщил, что в день трагедии в больнице не оказалось дежурного гинеколога: некоторые травмы, которые получила малышка, должен был осмотреть именно этот специалист. Но помощь была оказана с опозданием. Он требует обеспечить детскую больницу узкими специалистами, в том числе гинекологом, для оказания экстренной помощи.

. Мы ждали гинеколога около часа, а помощь нужна была срочно. Детская больница должна быть готова к таким случаям. Более того, я не доверяю следствию. Если закон не будет работать, подобные трагедии будут повторяться, — добавил он.

Связаться с бывшими руководителями администрации города, чтобы услышать их позицию, нам не удалось.

Напомним, Улугбек Тналиев был назначен заместителем акима Атырау 15 марта 2019 года. В 2020 году он покинул пост по собственному желанию, позже стал руководителем управления общественно-политической работы министерства информации и общественного развития. До карьеры чиновника он десять лет работал в секторе НПО.

Что касается Кайрата Уразбаева, как известно, 25 декабря в Атырауском городском суде №2 ему был вынесен приговор: он признан виновным по статье 361, часть 4, пункт 3 УК РК («Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия»). Он получил 3 года ограничения свободы и был лишён государственных наград, включая орден «Құрмет».

Тем временем в редакцию пришел ответ следственного управления по городу Атырау. Судя по ответу – отписка. Полиция оставила без внимания все ключевые вопросы, которые мы изложили, ориентируясь на слова потерпевшей семьи. Вместо развёрнутых пояснений по ключевым пунктам — от оценки действий акима и его зама до причин отказа в возбуждении дела по ст. 361 УК РК — получен сухой формальный ответ: «Дело направлено в суд».

Не ответили нам и на вопрос о юридической оценке распоряжения об установке памятников без тендера, проектной документации и с явными нарушениями правил монтажа; по поводу отказа в возбуждении дела по ст. 361 УК РК («Злоупотребление должностными полномочиями») в отношении тех, кто отдал это распоряжение; не ответили по поводу факта — отсутствия проекта, технической документации и несоответствия конструкции требованиям безопасности; неразъяснённое решение обвинять лишь подрядчика по ст. 306 УК РК, несмотря на то что все решения принимались в акимате; отсутствие ответа о том, почему прокуратура не настояла на расширении круга фигурантов, хотя семья погибшей неоднократно обращалось с требованием привлечь к ответственности должностных лиц.

Таким образом, в полиции ограничились констатацией судебной стадии, не предоставив никаких обоснований и разъяснений по сути (оценка действий акима, причины отказа по ст. 361 УК, учтённые нарушения и т. п.).

Редакция «АЖ» также направила запрос в прокуратуру по поводу обвинений, выдвинутых потерпевшей стороной в ходе процесса. Срок рассмотрения обращения истекает 6 мая. Ожидаем ответа.


Айнур САПАРОВА

Фото и видео автора

5 мая, 15:20

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.